Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
Теория (1 час). Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 года. Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады. Статья 28. Общие положения. Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов. Статья 30. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов. Ботанический сад Института Биологии КНЦ УрО РАН. Ботанический сад Сыктывкарского государственного университета. Ботанический сад Коми государственного педагогического института - их назначение и функционирование. Дендролгический парк ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» как специализированный ресурсный центр, предназначенный для использования в образовательной деятельности как ГОУ ДОД «КОМИ РЭБЦ», так и другими образовательными учреждениями города и Республики Коми. Он ориентирован на создание коллекций растений, проведение на его базе учебно-исследовательской, природоохранной и научно - просветительной работы в области природоведения, научного естествознания, общей биологии, ботаники, экологии и охраны растительного мира. На сохранение и демонстрацию биологического разнообразия дикой флоры различных областей Земного шара и Республики Коми. На изучение и обогащение генофонда культурной (домашней и сельскохозяйственной) флоры города и региона. Общее понятие об устройстве ботанических садов и дендрологических парков на примере Дендрологического парка Коми РЭБЦ, который по своим размерам, типу помещений и площадей для содержания растений, ассортименту и численности коллекции живых растений определяется как Дендрологический парк (ботанический сад) учебного заведения. Основным участком дендрологического парка является земельный участок за кадастровым номером 11:05:01 06 002:0049, площадью 39530 кв.м (3, 95 га), выделенный для обслуживания зданий и сооружений. Дендрологический парк Коми РЭБЦ располагает собственным зданием – учебно-исследовательским корпусом дендрологического парка, расположенным по адресу: г. Сыктывкар, ул. Печорская, д.30/2. Корпус (площадь, вместе с двумя стеклянными теплицами 447,6 кв. м) под данным наименованием и по данному адресу зарегистрирован в реестре государственного имущества Республики Коми за номером 011060900002. Дендрологический парк Коми РЭБЦ не является хозяйствующим субъектом (юридическим лицом), но как особое подразделение ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» имеет свои атрибуты: герб, штамп и печать. При формировании коллекций живых растений в дендрологическом парке Коми РЭБЦ принимается во внимание то, что, растения для дендрологического парка Коми РЭБЦ приобретаются исключительно для использования в образовательном процессе, следовательно, они должны быть доступны для всех категорий учащихся, включая детей дошкольного возраста, и не должны представлять опасности для окружающих. Коллекции живых растений в Коми РЭБЦ предназначены для расширения круга знаний у учащихся об окружающем мире, а значит, они должны быть достаточно разнообразными и интересными. Коллекции живых растений в дендрологическом парке Коми РЭБЦ необходимы для предоставления возможности учащимся познакомиться и изучить тех представителей флоры, которых они не могут содержать в домашних условиях. Основным неотъемлемым элементом любого дендрологического парка (ботанического сада), независимо от профиля его деятельности, являются оформленные коллекции живых растений, или так называемые ботанические экспозиции. В дендрологическом парке Коми РЭБЦ ботаническими экспозициями считаются растения, находящиеся в условиях открытого или закрытого грунта (оранжереях, теплицах, парниках и т.д.), являющиеся непосредственным объектом научной, учебно-исследовательской и учебно-демонстрационной деятельности. Деление коллекций комнатных и оранжерейных растений, насаждений открытого грунта в дендрологическом парке Коми РЭБЦ на «экспозиционные» и «неэкспозиционные» является до известной степени условным. Любое растение, находящееся на территории дендрологического парка может иметь и определённое познавательное значение. Территория дендрологического парка Коми РЭБЦ зонирована по принципу допуска посетителей. В ней различают экспозиционную зону, включающую участки со свободным или ограниченным допуском посетителей, и заповедную зону, включающую коллекционные участки и питомники, допуск посетителей на территорию которых запрещён. Экспозиционная зона Дендрологического парка Коми РЭБЦ подразделяется на экспозиционные комплексы закрытого грунта (одна из теплиц корпуса выполняет роль экспозиционной оранжереи), экспозиционные комплексы открытого грунта, имеющие регулярную планировку (партер возле учебно-административного корпуса Коми РЭБЦ, дендрарий), и экспозиционные комплексы открытого грунта, имеющие пейзажную (свободную) планировку (эколого-ботанический участок «Берёзовая роща»). Экспозиционные комплексы закрытого грунта включают в себя различные павильоны – демонстрационные помещения, оранжереи, теплицы и т.п. Теплицы и парники вспомогательного назначения – рассадные, разводочные, карантинные, производственные – в состав павильонов не включают, поскольку те не предназначены для демонстрации растений. В состав экспозиционных комплексов закрытого грунта входят и экспозиционные помещения (открытые и закрытые вольеры) зоологического парка Коми РЭБЦ, так же оформляемые живыми растениями. Планируется разворачивание экспозиций животных на территории дендрария – реализуется политика движения парков друг к другу (концепция «два в одном»). В экспозиционной оранжерее собрана большая коллекция (около 450 видов) комнатных растений. Растения установлены по зонам обитания: тропики, субтропики, пустыни и полупустыни. Проведена паспортизация, где указана краткая характеристика растения его родина и уход за ним. Проводятся экскурсии и тематические занятия, где учащиеся могут познакомиться с представителями растительного мира из разных уголков нашей планеты. Узнать о разных видах комнатных растений, услышать легенды об их происхождении. Одним из направлений работы дендрологического парка является осуществление экскурсионной, просветительной и образовательной деятельности с учащимися города и республики и консультационной деятельности с педагогами и населением. Педагоги, имеющие программы, связанные с ботаникой и растениеводством, имеют возможность проводить опытнические, исследовательские и практические занятия в теплицах по ботаническим дисциплинам, овощеводству и комнатному цветоводству.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли