3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
Теория. подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции КАК ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРОВОДЯЩЕГО ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА МЕСТНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ СП 2.4.__-03 К АДМИНИСТРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗУЮЩЕГО ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ ЛЮБОГО ТИПА. Основные мероприятия, проводимые штатным (либо привлекаемым) медицинским персоналом для организации выездного мероприятия (экспедиции), ПРЕДПОЛАГАющего развёртывание базового палаточного лагеря любого типа. Проведение организационно-подготовительной работы перед выездом детей в базовый палаточный лагерь Лечебно-профилактическая работа. Контроль за организацией питания детей. Примерное оборудование передвижного медицинского блока для многодневной экспедиции. Примерный набор медикаментов для оказания неотложной помощи. Требования к организации питания в палаточном лагере любого типа. Требования к режиму и распорядку дня в палаточном лагере любого типа. ТО, О ЧЁМ НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ И ЧТО НЕ ЗАБЫТЬ СДЕЛАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. Определить и разъяснить участникам цель экспедиции; задачи экспедиции и необходимость их выполнения как гарантии достижения цели; программу полевых флористико-геоботанических исследований. Обязанности в группе. Напомнить о дисциплине. Окончательно определить район похода: либо это Заказник флористический «БЕЛЫЙ» (Чернамский) - 7679 га, расположенный на территории Сыктывдинского и Усть-Вымского районов, в подзоне средней тайги. Территория заключена между р. Вычегдой и шоссейными дорогами «Студенец-Слуда-Сыктывкар» и «Слуда-Палевицы». Либо - Заказник флористический «СЫКТЫВКАРСКИЙ» (167 га), расположен в Сыктывдинском р-не, в подзоне средней тайги (Выльгортское лесничество Сыктывкарского мехлесхоза, квартал 79 – Ю-В часть, квартал 80 - южн. часть), в 10 км на Ю-Ю-З от с. Выльгорт. ИЗ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ Сформировать команду единомышленников. Оптимальный количественный состав участников в походе, наиболее управляемый, трудоспособный, «транспортабельный» (быстрее преодолеваются сложные препятствия, проще решаются вопросы с подъездами на любом транспорте) – учащихся не менее 6 и не более 15 человек, взрослых участников – не менее двух человек (руководитель, заместитель руководителя). При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Изучить предполагаемые районы базирования полевого лагеря - Заказник флористическИЙ «БЕЛЫЙ» (Чернамский) и Заказник флористическИЙ «СЫКТЫВКАРСКИЙ» - по картам и космическим снимкам. Разработать маршрут. Составить календарный план похода (план-график движения). Составить список необходимого группового, личного и специального снаряжения. Составить раскладку продуктов на поход. Составить и утвердить директором образовательного учреждения смету расходов на поход. Получить медицинский допуск учащихся в поход (ЭКСПЕДИЦИЮ) ОТ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА ИЛИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА (ШТАТНОГО, ЛИБО ПРИВЛЕЧЁННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ. Окончательно закрепить обязанности (либо освежить) участников, занимающих постоянные должности в группе. Оформить документацию на поход. Составить и утвердить директором образовательного учреждения инструкцию по обеспечению безопасности участников мероприятия. Решить вопросы подъезда и отъезда, закупить продукты. Зарегистрировать группу в подразделении службы спасения МЧС России.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Обучающиеся под руководством педагога (с привлечением медицинского работника), с учётом учебных целей и задач разрабатывают РАСПОРЯДОК и РЕЖИМ ДНЯ в палаточном лагере экспедиции, а так же - ПРОГРАММУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 10-ДНЕВНЫЙ ПЕРИОД. Составляют смету расходов на питание с учётом требований СП 2.4.___03, распределяют обязанности. Разрабатывают и готовят необходимые наглядные пособия и элементы оформления пункта полевого довольствия лагеря (пищеблока и медицинского блока). Составляют смету расходов на медико-санитарное обеспечение с учётом требований СП 2.4.___03. Комплектуют личные походные аптечки, неприкосновенный (аварийный) запас, средства навигации и средства связи. На территории ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» тренируются в развёртывании и свёртывании пункта полевого довольствия лагеря (пищеблока и медицинского блока), определении координат с использованием JPS-навигатора (или российского аналога «ГЛАНАС»), установлении связи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Обучающиеся под руководством педагога изучают район базирования полевого лагеря (по картам и космическим снимкам), разрабатывают розу геоботанических маршрутов для изучения флористического богатства района базирования методом конкретных флор (8 маршрутов от центра на север, северо-запад, запад, юго-запад, юг, юго-восток, восток, северо-восток). Составляют необходимую документацию для утверждения и извещения, распределяют обязанности. Разрабатывают меры обеспечения безопасности при работе в полевых условиях. Знакомятся с инструкциями по ТБ, расписываются в журналах. Знакомятся с порядком следования (въезда) к точке развёртывания базового палаточного лагеря и порядком выезда, распределяют обязанности и ответственность. Знакомятся с методикой полевых флористических исследований и утверждённым распорядком дня. Оформляют бланки полевых дневников и описаний растений. Комплектуют индивидуальное и групповое туристское снаряжение, укладывают рюкзаки. Готовят тюки с общим и индивидуальным геоботаническим снаряжением и оборудованием. Готовят и пакуют имущество палаточного лагеря (включая палатки зоны проживания, имущество пищеблока и медицинского блока, имущество и палатки персонала, инвентарь).
3.14. одна десятидневная экспедиция во флористический заказник «Белый» (или иное место, по договорённости с администрацией того места) с ночлегом в стационарном помещении. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «ОЦЕНКА ФЛОРИСТИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ООПТ МЕТОДОМ КОНКРЕТНЫХ ФЛОР». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ОТРАБОТКА мЕТОДИКИ СБОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ, АНАЛИЗА ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЕЁ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ С ФЛОРАМИ ИЗВЕСТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (окрестностей г. СЫКТЫВКАРА и РЕСПУБЛИКИ КОМИ)». В летние каникулы (конец июня - начало июля, по выбору педагога, либо – по плану проведения единой комплексной образовательной экспедиции учреждения). ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. - 60 часов.
Десять дней в полевом палаточном лагере. Из них – два дня – организационные (день приезда и день отъезда). Восемь дней – учебные, ежедневно включающие 6 часов нахождения в походно-полевых условиях.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли