Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
Слово «карта» (charta) известно с античных времен и в переводе с латинского означает «чертеж». С течением времени содержание термина карта» уточнялось, и теперь картой называют чертеж, изображающий на плоскости либо всю земную поверхность, либо часть ее. Две большие группы карт земной поверхности: географические и топографические. Определение топографии и топографических карт. Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов и геоботаников. Масштаб. Масштаб указывают на каждой карте в виде отношения расстояния на карте к соответствующему расстоянию на местности, например 1:500 000. Это значит, что в 1 см на карте - 500 000 см на местности. Зачеркивая 5 нулей, получаем, что в 1 см - 5 км. К топографическим картам относятся карты масштаба 1:200 000 (т.е. 1 см на карте равен 2 км на местности) и крупнее. По таким картам можно уверенно ориентироваться на местности и использовать их в качестве надежного путеводителя. Масштабы топографических карт. Наиболее точными картами являются крупномасштабные карты для соревнований по спортивному ориентированию, которые относятся к специальным и называются спортивными. Понятие о генерализации. При составлении карты и заполнении картографической сетки подробностями приходится переходить от более крупных масштабов к мелким и соответственно производить отбор и обобщение элементов содержания карты. Этот прием в картографии называется генерализацией. Сущность картографической генерализации состоит в отказе от изображения некоторых несущественных деталей местности и рельефа. То есть, ставится задача упростить карту путем выделения главного и выбрасывания второстепенного. Чем мельче масштаб карты, тем значительнее генерализация. Степень генерализации зависит также от назначения карт. В результате генерализации на мелкомасштабных школьных картах показываются лишь основные элементы из имеющихся на топографических картах, причем они изображаются обобщенно. Отбор и обобщение зависят, прежде всего, не от размера, а от значения данного объекта. Отбираются главные железные дороги, важнейшие шоссе и основные грунтовые дороги. Из населенных пунктов даются только большие города с разделением по численности населения и административному значению. Наносятся крупные реки, большие болота, солончаки и пески. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Условные топографические знаки - это своего рода азбука карты. Они по своему начертанию просты, и многие из них напоминают внешний вид и характерные особенности изображаемых предметов. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Условные знаки с пояснениями, помещенные на листе карты, называют легендой. Легенда является одним из важнейших элементов карты. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее легенда. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Измерение расстояний на карте. Курвиметр. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Рамка мелкомасштабных географических карт служит для ограничения поля карты, а рамка топографических карт является изображением параллелей и меридианов, позволяющих определить географические координаты любой точки. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте. Градусная сетка служит не только канвой для нанесения элементов ландшафта на карту, но и наглядно показывает кривизну изображаемой поверхности, особенно на мелкомасштабных географических картах. Градусная сетка позволяет определить масштаб, когда он не обозначен (Градус меридиана в средних широтах равен 111,1 км) и проверить его, когда он вызывает сомнение. Градусной сеткой можно пользоваться для измерения длины линий, площадей. Она позволяет определить на карте географические координаты пункта и нанести на карту пункт по его координатам. Способы и правила копирования карт.
Практика (2 часа). Учащиеся, под руководством преподавателя, выполняют упражнения 1-10.
Упражнение 1. Попросите детей сравнить географическую карту, атлас, план, спортивную карту и найти основные отличия (масштаб, способ изображения населенных пунктов, значение цвета и др.). И план, и карта являются такими способами изображения местности, которые'позволяют охватить ее в целом и определить взаимное расположение ее частей. На плане или карте видны изгибы рек, дорог, очертания лесов, полей, населенных пунктов и пр. Зная масштаб, по плану или карте можно точно определить расстояния между отдельными объектами. Ни словесное описание местности, ни рисунки, ни фотографии не могут дать столь точного представления о местности в целом, как план или карта. Материалы аэрофотосъемки (фотоснимки, фотосхемы), которые нашли широкое применение при составлении карт, могут дать довольно полное представление о местности, но и они не могут полностью заменить карту и план, поскольку нечеткое прочтение некоторых деталей местности и рельефа, нередко скрытых растительным покровом и другими объектами, требуют дополнительной полевой обработки. Карты, составленные без соблюдения масштаба, без градусной сетки и лишь схематически передающие размещение тех или иных объектов изображаемой территории, называются картосхемами.
Упражнение 2. Составьте с воспитанниками картосхему класса, нанеся на лист бумаги столы, стулья, местоположение двери, окон, классной доски. Приготовьте несколько бумажных условных значков и клейкую ленту. Значки - яркий кружок, треугольник или квадрат с размером стороны 5 см, разделенный по диагонали на 2 треугольника, один из которых покрашен в красный цвет. Разделите детей на пары, рассчитав всех на «первый-второй». Первые номера выходят из класса, а вторые прикрепляют бумажные условные значки с помощью клейкой ленты в любом месте класса. А на своей картосхеме кружком обозначают место, к которому прикреплен значок. Значок должен быть прикреплен на видном месте: на столе, на парте, на подоконнике, на доске, на полу и т.д. Войдя в класс, первые номера должны отыскать значок своего напарника. Затем первые и вторые номера меняются местами. Это упражнение помогает ученикам не только сопоставлять предметы в классе и их изображения на картосхеме, но и проверить, кто из ребят наиболее точно вычертил картосхему.
Упражнение 3. Для занятия приготовьте карты различных масштабов. Дайте возможность детям самим прочитать масштаб, указанный на карте, и объяснить, что он означает. Попросите учащихся: а) найти и прочитать масштаб на разных картах в атласе; б) заполнить графы таблицы перевода численного масштаба в натуральный и наоборот:
Численный масштаб | Натуральный масштаб |
1: 1000 000 | в 1 см - 10 км |
| в 1 см - 1 км |
1:250 000 |
|
| в 1 см - 100 м |
1:50 000 |
|
Упражнение 4. Предложите детям назвать указанные условные знаки, изображенные на таблице без пояснительных надписей.
Упражнение 5. Предложите в течение 20-30 секунд запомнить максимальное количество знаков на таблице, а затем нарисовать их в тетради по памяти.
Упражнение 6. Предложите ученику взять со стола одну из карточек с изображением 10-12 условных знаков без пояснительных надписей и вслух объяснить значение каждого условного знака. Вся группа должна следить за правильностью ответа.
Упражнение 7. Покажите занимающимся рисунок местности и предложите им изобразить увиденное в своих блокнотах с помощью условных знаков.
Упражнение 8. Топографический диктант. Преподаватель читает текст, выделяя те объекты, которые необходимо изобразить условными знаками. После окончания диктанта подсчитываете количество правильно изображенных условных знаков.
Упражнение 9. Предложите ученикам за десять минут изобразить все знаки, которые они изучили, и написать их значение. Засчитываются только знаки, нарисованные правильно с точки зрения графики. Правильность выполнения упражнения Вы проверяете вместе с учениками и выявляете победителя.
Упражнение 10. Пусть с помощью условных топографических знаков школьники нарисуют какую-нибудь забавную картинку. Лучшие работы поместите на стенд детского объединения.
ВОСЕМНАДЦАТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 35 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли