Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
Теория (0,5 часа). Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Воспитание у обучающихся сознательной дисциплины, умение оценивать свои силы и возможности. Правила поведения при движении группы (пешком). Как выжить в лесу (памятка для юных туристов, геоботаников, грибников и ягодников от Государственного учреждения РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты»). 1. Что взять с собой? Отправляясь в лес, главное - правильно экипироваться. Многие предпочитают камуфляж. Это может стать фатальной ошибкой! Такая экипировка сливается с лесом, и спасатели вас вряд ли найдут, если вдруг потеряетесь. Нужно надевать одежду ярких цветов. Обязательно возьмите с собой компас, спички в водонепроницаемой упаковке, нож, запас воды и еды, средства от насекомых и аптечку. На всякий случай - дождевик и свисток, чтобы не сорвать голос от крика при опасности. Возьмите карту местности, предупредите родственников о своих планах и обозначьте район и место сбора грибов или ягод, после чего ни в коем случае не меняйте маршрута. А ещё важно пополнить баланс мобильного телефона и проверить заряд батареи. В лес возьмите выключенный телефон! Если заблудитесь - включите. При помощи сотовой связи спасатели ежегодно выводят из леса заплутавших грибников и ягодников. 2. Лесные приметы. Прежде чем войти в лес, посмотрите карту, запомните, в какой стороне дорога, река, солнце. Во время движения находите лесные «достопримечательности» - деревья необычных форм, вывороченные пни, ямы, ручьи. Не пытайтесь определить стороны света по мху на деревьях и муравейникам (как учили на уроках географии). Их расположение, кроме геомагнитных полюсов, зависит и от множества других условий. Старайтесь не уходить далеко от знакомого маршрута. А если вы приехали на автомобиле, оставьте включенной магнитолу и не уходите туда, где не слышно музыку. 3. Дайте себя найти! Если вы заблудились - спокойствие и только спокойствие! Страх заставляет человека действовать вне логики, и вы запутаетесь ещё больше. Первым делом позвоните с мобильного в службу спасения по телефону 112. Сообщите, где примерно находитесь, опишите местность, что видите по сторонам. Спасатель скорректирует ваш маршрут и по подробной карте района будет выводить вас к ближайшему населённому пункту. Не звоните по мобильному знакомым - берегите заряд батареи! Если телефона нет или он разрядился, постарайтесь вспомнить ориентиры. Не спешите уйти с места, на котором мысль «заблудился!» застала вас врасплох. Лезть на дерево и пытаться что-то разглядеть тоже не стоит. Для хорошего обзора надо залезть довольно высоко. Прикиньте, хватит у вас сил, чтобы вскарабкаться, а потом ещё и спуститься с макушки 30-метровой сосны?! Прислушайтесь и попытайтесь идти на звук. Шум работающего трактора слышно за три километра, а идущий поезд - за десять километров. Но не ломитесь наобум сквозь чащу - помечайте свой путь - тащите за собой корягу, ломайте ветки, оставляйте на деревьях зарубки. Стрела, выложенная из камней, или привязанный к кусту лоскуток могут сослужить службу и вам, и тем, кто захочет вам помочь. Ходите с палкой, проверяя, куда наступать, чтобы не попасть в болото. Не волнуйтесь, если поймете, что начнёте кружить. Это называется «фокусом правой ноги»: как бы вы ни старались идти прямо, вас обязательно будет заносить в сторону, так как один шаг у людей всегда короче другого. Обнаружите транспортные следы - идите по ним. Если вам удалось выйти на любую проезжую дорогу или линию электропередач, следуйте вдоль. Хороший ориентир - реки и ручьи: они впадают в крупные водоёмы, где шансы встретить людей больше. 4. Берегите силы! Позаботьтесь о ночлеге ещё при дневном свете. Присмотрите удобное сухое и по возможности открытое место - где вас будет лучше видно спасателям. Разведите и поддерживайте костёр. Пламя отпугнёт комаров, а дым заметен издалека. Наломайте веток для подстилки - и мягче, и теплее. В сапоги натолкайте сухих листьев. Утром, чтобы не намокнуть, никуда не ходите, пока не высохнет роса. При составлении «лесного меню» главное - есть только то, в чем уверен на 100 процентов. Ягода малокалорийна, но утоляет жажду. Мелкое крошево из грибов (только знакомых и проверенных), отваренное в двух водах, - вполне сытная пища. Под посуду можно приспособить консервную банку - этого добра в наших лесах хватает. Вполне съедобны кора березы и ивы, корни лопуха, одуванчики. При встрече с животным не двигайтесь и дайте ему спокойно уйти. Ни в коем случае не поворачивайтесь спиной и не убегайте. Медленно отступайте, не сводя со зверя глаз. Услышав посторонний шум - сразу начинайте кричать или свистеть в свисток. Если это звери - они испугаются и уйдут, а если люди - то к вам скорее придут на помощь. Обязанности проводника (направляющего) и замыкающего туристкой группы на маршруте. Определение контрольных пунктов и сроков сообщения с маршрута. Установление связи с поисково-спасательной службой МЧС России. Правила движения по дорогам и улицам городов. Обеспечение безопасности при преодолении естественных препятствий в походе. Меры безопасности при обустройстве бивака. Противопожарные мероприятия на биваке. Правила безопасного обращения с острорежущим инструментом и примусом (газовой горелкой). Питьевой режим в походе. Обеззараживание воды. Санитар походной группы, его обязанности при подготовке и во время похода. Санитарный контроль за посудой, чистотой тела, состоянием участников. Меры предосторожности при грозе, сильном ветре. Приемы самоконтроля. Организация самостраховки.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли