Литература для педагога
Большаков Н.М. Система экономической оценки рекреационных лесов - оцифрованный (электронный) информационный ресурс «Система экономической оценки рекреационных лесов» в doc-формате. - 16 с.
Вальтер Г. Общая геоботаника: Перевод с немецкого языка. / Перевод и предисловие Еленевского А.Г. – М.: Мир, 1982. – 264 с. с ил.
Гарин Э.В.. ФЛОРА И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ КОПАНЕЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Саранск, 2004. – 24 с - оцифрованный (электронный) информационный ресурс в doc-формате.
Грудинова Л.А., методист КГБОУДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения», мастер спорта России по спортивному туризму. Методические рекомендации по подготовке туристского похода. Приложение 2. Перечень рекомендуемого туристского снаряжения для похода выходного дня (загородной прогулки, экскурсии) в летний период. Приложение 3. О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях. Приложение 4. Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе.
Дополнительная образовательная программа «Воспитание исследовательского таланта» (3-й уровень, профессионально ориентированная, предпрофильная). Авторы: УХИНА Л. И. - директор ГОУ ДОД «КОСЮН», КОКОРЕВА В. А. - методист по исследовательской работе ГОУ ДОД «КОСЮН». Научный консультант: КУПРИЯНОВ Б.В. – профессор ГОУ ВПО Костромской госуниверситет им. Некрасова. Кострома: Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Костромская областная станция юных натуралистов», 2008. Направленность деятельности: естественнонаучная. Продолжительность освоения программы: 5 лет. Возраст учащихся: 7-11 класс (12 - 17 лет).
Дополнительная образовательная программа «Иследователь природы родного края» (4 уровень - специализации, допрофессиональной подготовки). Написана на основе разработок автора Буковского М.Е., применявшихся в работе с одарёнными детьми при подготовке их к областным и Всероссийским олимпиадам и конкурсам исследовательских работ в Центре детском экологическом г. Моршанска в течение 2001 – 2003 годов. Является универсальной базовой программой для организации исследовательской деятельности учащихся и студентов средних специальных учебных заведений практически в любой предметной области. Методика рассчитана на выявление талантливых детей в той или иной предметной области в течение первого года обучения, т.е., в основном, на хорошо успевающих в учёбе учащихся 16-17 лет. Программа реализуется в течение двух годичных циклов. Каждый цикл состоит из девяти модулей. Каждый модуль рассчитан на 24 часа, т.е. на 1 месяц занятий, за исключением четвёртого модуля, который рассчитан на 48 часов. Общий объём программы – 216 часов в год, что предполагает недельную нагрузку в 6 часов. Продолжительность учебного года - 9 месяцев. Программа успешно апробирована в течение трёх лет в детском экологическом Центре г. Моршанска (2003–2005 гг.) и Центре дополнительного образования детей г. Моршанска (2005–2006 гг.).
Дополнительная образовательная программа «ЭКОР» (2 уровень, - творческой ориентации). Автор: Долгорукова С. В., педагог дополнительного образования, учитель биологии и экологии МОУ гимназии № 2. Екатеринбург, 2006. Срок реализации программы - 3 года. Образовательная программа реализуется в течение 3-х лет и адаптирована для учащихся 5-7 классов в связи с тем, что педагог дополнительного образования является классным руководителем учащихся данной возрастной группы, включенных в состав детского объединения. Направленность деятельности: туристско-краеведческая. Программа экологизирована путём введения специального тематического блока. Время, отведенное на обучение, составляет 180 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 теоретическое, 1 практическое в помещении или на природе. Походы выходного дня – 1 раз в месяц по 6-8 часов.
Дополнительная образовательная программа «Юные туристы-экологи» (разноуровневая, 1, 2, и 3 уровеней сложности, - от общеразвивающего, ознакомительного уровня, через уровень творческой ориентации до профессионально ориентированного, предпрофильного уровня сложности). Автор: Самарина И. А., заведующая методическим отделом Калужского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий. Рецензенты: Константинов Ю.С., доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации; Озеров А.Г., кандидат педагогических наук. Москва: ЦДЮТиК МО РФ, 2004. Программа является лауреатом Всероссийского конкурса авторских программ. Программа рекомендована для использования в системе дополнительного образования детей. Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики образовательного учреждения. Направленность деятельности: туристско-краеведческая. Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся в возрасте 11 -15 лет (5-9 классы), но в случае необходимости может быть реализована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Программа экологизирована путём введения специального тематического блока.
ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ КНЦ УрО РАН, ОТДЕЛ ГЕОБОТАНИКИ И ПРОБЛЕМ ПРИРОДОВОССТАНОВЛЕНИЯ. Роль ботаников школы Санкт-Петербургского государственного университета в изучении растительного покрова европейского Северо-Востока России / д.б.н. В. Мартыненко в.н.с. лаборатории геоботаники и флористики, тел. (8212) 24 50 12; к.б.н. С. Дегтева зав. этой же лабораторией E-mail: degteva@ib.komisc.ru. WEB-страница. 2009.09.10.
ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ КНЦ УрО РАН, ОТДЕЛ ГЕОБОТАНИКИ И ПРОБЛЕМ ПРИРОДОВОССТАНОВЛЕНИЯ. ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ МХИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ / д.б.н. Г. Железнова. WEB-страница. 2009.09.10.
ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ КНЦ УрО РАН, ОТДЕЛ ГЕОБОТАНИКИ И ПРОБЛЕМ ПРИРОДОВОССТАНОВЛЕНИЯ / ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ / Заведующий Отделом: Дегтева Светлана Владимировна Телефон: (8212) 24-50-12 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ; ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАКОНЧЕННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2001 году; ВАЖНЕЙШИЕ ЗАКОНЧЕННЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ, ГОТОВЫЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ; ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ПРОГРАММАМ; РЕЗУЛЬТАТЫ НИР ПО ТЕМАМ, ФИНАНСИРУЕМЫМ ИЗ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ; ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПЕРСОНАЛИИ. Дегтева Светлана Владимировна; Мартыненко Вера Антоновна Железнова Галина Виссарионовна; Кузнецова Елена Геннадьевна; Улле Зинаида Георгиевна; Полетаева Ирина Ивановна; Шубина Татьяна Павловна; Тетерюк Борис Юрьевич; Тетерюк Людмила Владимировна; Пыстина Татьяна Николаевна; Лискевич Ольга Николаевна; Романова Ирина Александровна; Новикова Наталья Ивановна; Панова Вера Дмитриевна; Кустышева Анна Афанасьевна; Патова Елизавета Ивановна; Канев Владимир Алексеевич. WEB-страница. 2009.09.10.
ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению выездных мероприятий и практических занятий на местности с обучающимися и воспитанниками государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы. Приложение 2 к приказу Департамента образования города Москвы от 26.11.2007 г. № 932.
ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования. Разработана в соответствии с "Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 года № 293. Утверждена приказом Московского комитета образования № 707 от 25.09. 2001 г.
КАДАСТР ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. Сыктывкар, 1993.- © Коми научный центр УрО Российской академии наук, 1993.
КАРТЫ МИРА. 001 Флористические царства и области Земли (по А.Л. Тахтаджяну) – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ МИРА. 002 Растительные зоны Земного Шара (по Г. Вальтеру) – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 001 Физическая карта РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 002 Административная карта РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 003 Охраняемые территории РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 004 Водные ресурсы РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 005 Торфяные ресурсы РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 006 Лесные ресурсы РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 007 Земельные ресурсы РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
КАРТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 008 Лесорастительные районы РК. – оцифрованная (электронная) карта в jpg-формате.
Кочетков А.А. Придорожная и пустырная сорная растительность. Текст экскурсии по экологической тропе (компьютерная презентация и страница компьютерного альбома) - [Электронный ресурс «УЧЕБНЫЕ ТРОПЫ ПРИРОДЫ»] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM). – Сыктывкар: ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ», 2008.
Кочетков А.А. Учебные тропы природы. Пособие для педагогов Коми республиканского эколого-биологического центра (компьютерная презентация и страница компьютерного альбома) - [Электронный ресурс «УЧЕБНЫЕ ТРОПЫ ПРИРОДЫ»] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM). – Сыктывкар: ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ», 2008.
Курнишкова Т.В., Петров В.В.. География растений с основами ботаники: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 «География»/ Под ред. А.Г. Воронова. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.: ил.
Лик Земли: картографирование земной поверхности. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 30-32 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
Маслов А. Г., зам. директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ. «ВНЕШКОЛЬНИК. ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УДОД / В.Е. Соболев, Н.П. Харитонов, Н.А. Баднина, С.Н. Дыдко. МОСКВА: Департамент образования города Москвы, 2007
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 23 марта 1998 г. N 769 «О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА». Приложение 1. «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНСТРУКТОРЕ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА». ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА. ПРОГРАММА КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА.
Минькова С.И., Тетера В.А. Плашки, кулёмки, пасти. Возвращение к традиции. Методические рекомендации по изготовлению и использованию деревянных ловушек для пушных зверей. Киров, Изд-во ВНИИОЗ, 2003. – 16 с – оцифрованная (электронная) книга в djvu-формате.
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Австралия и Антарктида. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Австралия и Антарктида)0002.jpg» (Антарктида) и «НАША ПЛАНЕТА (Австралия и Антарктида)0001.jpg» (Австралия).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Европа и Северная Африка. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Европа и Северная Африка)0002.jpg» (восточная часть Европы и Северной Африки) и «НАША ПЛАНЕТА (Европа и Северная Африка)0001.jpg» (западная часть Европы и Северной Африки).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Северная Америка. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Северная Америка)0002.jpg» (южная часть Северной Америки) и «НАША ПЛАНЕТА (Северная Америка)0001.jpg» (северная часть Северной Америки).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Северная Азия. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Северная Азия)0002.jpg» (восточная часть Северной Азии) и «НАША ПЛАНЕТА (Северная Азия)0001.jpg» (западная часть Северной Азии).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Физическая карта Земли. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Карта Мира)0002.jpg» (восточное полушарие Земли) и «НАША ПЛАНЕТА (Карта Мира)0001.jpg» (западное полушарие Земли).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Южная Африка. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Южная Африка)0002.jpg» (восточная часть Южной Африки) и «НАША ПЛАНЕТА (Южная Африка)0001.jpg» (западная часть Южной Африки).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Южная Америка. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Южная Америка)0002.jpg» (южная часть Южной Америки) и «НАША ПЛАНЕТА (Южная Америка)0001.jpg» (северная часть Южной Америки).
НАША ПЛАНЕТА. КАРТЫ МИРА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОСНИМКОВ: Южная Азия. – Оцифрованная (электронная) фотокарта в jpg-формате. Файлы «НАША ПЛАНЕТА (Южная Азия)0002.jpg» (восточная часть Южной Азии) и «НАША ПЛАНЕТА (Южная Азия)0001.jpg» (западная часть Южной Азии).
Никитенков В.Л.. Подготовка Текстового Научного Документа (ТНД) с помощью Word-метасреды DWE («Degree Work’s Editor»). Сыктывкар: СыктГУ. Авторская разработка компьютерного программно-информационного ресурса «DWE - ПАПКА ДИПЛОМНИКА», распространяемая в архивном файле. / В редакции Кочеткова А.А., - «ПРОГРАММА ДЛЯ ПК (DWE-ПАПКА ДИПЛОМНИКА)» многостраничный электронный WEB-ресурс (WEB-сайт), извлечение из материалов компакт-диска «РЕСУРСЫ КОМИ РЭБЦ», запускающий файл START DWE-info.htm.
ПАНОРАМА ЗЕМЛИ: Азия. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 48-49 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
ПАНОРАМА ЗЕМЛИ: Африка. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 42-43 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
ПАНОРАМА ЗЕМЛИ: Европа. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 40-41 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
ПАНОРАМА ЗЕМЛИ: Северная Америка. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 56-57 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
ПАНОРАМА ЗЕМЛИ: Тихий океан. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 52-53 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
ПАНОРАМА ЗЕМЛИ: Южная Америка. // Наша планета: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.-248 с, ил - (Радость познания). Популярная энциклопедия в 4-х томах; Т. 3, стр. 60-61 – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
План размещения адреса учебно-исследовательского корпуса дендропарка Коми РЭЦ ДО (геокод адреса: X: 13078545, Y: 17204671). / Картографическое приложение к Акту выполненных работ по присвоению адреса №677 учебно-исследовательскому корпусу дендропарка Коми РЭЦ ДО. Официальный документ. Администрация г. Сыктывкара, служба Главного архитектора, отдел Адресного реестра Управления архитектуры и градостроительства, 19 мая 2000 года. – 2 с. карт.
Преображенская А.А., Боголюбов А.С.. Составление почвенной карты окрестностей стационара (методы почвенного картографирования). Методическое пособие – М.: «Экосистема», 1996. – 7 с. – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО И ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА (Прохождение технических этапов). Корректировка 12. 02. 2000 г.
Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. - М., ФЦДЮТиК, 2007. - 276 с, илл. – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
Самарина И.А. ПРОЕКТ эколого-туристекого лагеря для воспитанников детских учебных объединений /из книги: Самарина И.А.. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие.12 с – оцифрованный (электронный) информационный ресурс в doc-формате.
СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ ПО КНИГЕ «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ» - оцифрованный (электронный) информационный ресурс «Семейства цветковых растений по книге Жизнь растений» в doc-формате, - составитель А.Кочетков, ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ», 2009. – 8 с.
СИСТЕМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. Таскаев А.И., Гладков В.П., Дегтева С.В., Алексеева Р.Н. Пояснительная записка к карте "Охраняемые территории Республики Коми" М 1 : 1 200 000, Сыктывкар, 1996 г. – оцифрованный (электронный) информационный ресурс (страница) в htm-формате.
Смирнова О.В., Бобровский М.В., Ханина Л.Г., Смирнов В.Э. Биоразнообразие и сукцессионный статус старовозрастных темнохвойных лесов Европейской России. / из журнала «Успехи современной биологии», т 126 №1, с. 27-49 – 39 с – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
Тахтаджян А.Л. Система и филогения цветковых растений. М.-Л.: Издательство «Наука», 1966, 310 с. – оцифрованная (электронная) книга в djvu-формате.
Учебная программа по курсу «Частная геоботаника»: особенности организации содержания. Курс нацелен на получение учащимися 3 уровня новых знаний по геоботанике и продолжение систематизации знаний по экологии, геоботанике, ландшафтоведению, а также углублённое знакомство с природой региона – оцифрованный (электронный) информационный ресурс (страница) в htm-формате.
Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 года. Официальное издание – оцифрованный (электронный) информационный ресурс (страница) в htm-формате.
ФЛОРА СЕВЕРО-ВОСТОКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР КАК БОТАНИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. / Мартыненко В.А., Железнова Г.В., Гецен М.В., Улле З.Г., Лавренко А.Н. Серия репринтов «Научные доклады». Коми филиал АН СССР, 1987, вып. 166. – 24 с – оцифрованная (электронная) книга в pdf-формате.
Форат А.Е. Конспект занятия «Введение в образовательную программу «Туристскими тропинками родного края»». Технологическая карта занятия детского творческого объединения «Турист-эколог-краевед» ЦТД «Мечта» р.п. Коченёво филиал Поварёнская СОШ. Самоанализ занятия «Введение в образовательную программу «Туристическими тропами родного края»». – 9 с - оцифрованный (электронный) информационный ресурс в doc-формате.
ХАРИТОНОВ Н.П.. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДОРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ в соответствии с новыми Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, опубликованными в Письме Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844. МОСКВА: Департамент образования города Москвы, 2007
Чиненко С.В. ПОЛОЖЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БАРЕНЦЕВОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА В СИСТЕМЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Санкт-Петербург, 2008. – 26 с. - оцифрованный (электронный) информационный ресурс в doc-формате.
Эбелинг Вернер, Энгель Андреас, Файстель Райнер. Физика процессов эволюции. Пер. с нем. Ю.А. Данилова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 328 с. – оцифрованная (электронная) книга в djvu-формате.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли