Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
Теория (0,5 часа). Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов. Источники финансирования. Система оплаты через путевки. Родительские средства, дотации, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации. Составление и утверждение сметы расходов на поход. Работа казначея в группе. Составление финансового отчета о походе. Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и режима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов. Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа дежурных поваров. График дежурств. Снаряжение для осенне-зимнего пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряжению для осенне-зимнего похода. Хранение и укладка снаряжения. Одежда и обувь для осенне-зимнего пешего похода. Обязанности завхоза по снаряжению. Аварийный комплект. Использование презервативов для предохранения от намокания спичек, растопки и неприкосновенного аварийного запаса продуктов. Работа ремонтного мастера в группе. Нормы весовых нагрузок юных туристов. Некоторые распространённые среди туристов узлы, их назначение, техника их завязывания и развязывания в сырую погоду. Правила разведения костра в сырую погоду. Основные требования к месту организации привала и бивака в сырую (осеннюю) погоду. Особенности работ по устройству бивака осенью и их распределение среди членов туристской группы. Установка палаток осенью (в дождливое время), размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания. Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных.
Практика (2 часа). Практические работы по организации однодневного туристического похода (6 часов) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ». Под руководством педагога учащиеся определяют район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) осенью или в сырую погоду, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района следования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют общественное туристическое снаряжение (палатки, костровое оборудование, котлы, походную аптечку, аварийный комплект, инструменты). Проверяют комплектацию одежды и обуви. Особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую холодную погоду. Распределяют должности и обязанности в группе. Составляют смету расходов и определяют источники финансирования. Герметизируют спички, растопку. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе, пересыпают и герметизируют. Распределяют общественное снаряжение. Тренируются в технике завязывания и развязывания на ветру распространённых среди туристов узлов. Разучивают туристские песни.
3.6. однодневный ТУРИСТИЧЕСКИЙ поход в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА: «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА: «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ». 6 часов.
РАСПОРЯДОК ДНЯ в ОДНОДНЕВНОМ туристическом походе.
Подготовка к выходу: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.
Выход на маршрут (с территории образовательного учреждения). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.
Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Дневной обеденный привал (ориентировочно – 60 минут). Время и место привала. Разбиение лагеря. Установка палаток. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Раздача пищи, мытье посуды. Свёртывание палаток, уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.
Первый послеобеденный переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Второй послеобеденный переход на конечный пункт (территорию образовательного учреждения). Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Обращение с рюкзаком на маршруте. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа с проводниками в пути. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Всего на маршруте – 5 часов.
Подведение итогов похода (1 час) - в классе, расположенном на территории образовательного учреждения. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Отчет руководителя. Первичная обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Сбор, распаковка, ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Составление педагогического и финансового отчета. Итого за день – 6 часов.
ДЕСЯТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 19 (3 часа).
ТЕМА 2.4. СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (1 час). Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиеопсиды (Dicotyledones, или Magnoliopsida). Подкласс лилииды (Liliidae) - ПРОДОЛЖЕНИЕ. Надпорядок лилейные. Порядок амариллисовые. Семейство луковые (Alliaceae): Лук торчащий, Лук угловатый, Лук скорода. Порядок спаржевые. Семейство Ландышевые (Convallariaceae): Майник двулистный. Порядок диоскорейные. Семейство Триллиевые (Trilliaceae): Вороний глаз. Порядок орхидные, или ятрышниковые, семейство Орхидные (Orchidaceae): Башмачок настоящий, Башмачок пятнистый. Гаммарбия болотная. Мякотница однолистная. Калипсо луковичное. Ладьян трёхнадрезаный. Тайник овальный, Тайник сердцевидный. Дремлик тёмно-красный, Дремлик широколистный. Надбородник безлистный. Гудайера ползучая. Пололепестник зелёный. Леукорхис беловатый. Любка двулистная. Кокушник комариный. Пальчатокоренник майский, Пальчатокоренник пятнистый, Пальчатокоренник гебридский, Пальчатокоренник Фукса. Пальчатокоренник Траунштейнера, Пальчатокоренник балтийский, Пальчатокоренник мясокрасный, Пальчатокоренник Руссо. Надпорядок Коммелиновые. Порядок мятликовые (Poales), Семейство Мятликовые (Poaceae), или злаки (Gramineae): Эгилопс цилиндрический. Пырей гребенчатый (Житняк гребенчатый, Агропирон гребенчатый). Полевица Мертенса, Полевица собачья, Полевица булавовидная, Полевица гигантская, Полевица Корчагина, Полевица побегообразующая, Полевица тонкая, Полевица виноградниковая. Лисохвост равный, Лисохвост тростниковый, Лисохвост коленчатый, Лисохвост сизый, Лисохвост луговой. Анизанта кровельная. Душистый колосок обыкновенный. Метлица обыкновенная. Арктагростис широколистная. Арктофила рыжеватая. Овёс пустой, или Овсюг, Овёс щетинистый. Бекманния обыкновенная. Коротконожка перистая. Трясунка средняя. Кострец безостый, Кострец Пампелла. Костёр полевой, Костёр японский, Костёр мягкий, Костёр ржаной, Костёр растопыренный. Вейник тростниковый, Вейник седеющий, Вейник наземный, Вейник лапландский, Вейник незамечаемый, Вейник тупоколосковый, Вейник пурпурный. Катаброза водная. Цинна широколистная. Ежа сборная. Щучка дернистая. Ежовник обыкновенный. Элимус собачий, Элимус волокнистый, Элимус длинноколосый, Элимус трансбайкальский, Элимус изменчивый, Элимус сибирский. Пырей отогнутоостый (Элитригия отогнутоостая), Пырей ползучий (Элитригия ползучая). Мортук восточный. Овсяница гигантская, Овсяница овечья, Овсяница луговая, Овсяница красная, Овсяница ложнодалматская, Овсяница валлийская, Овсяница уральская, Овсяница живородящая. Манник плавающий, Манник литовский, Манник складчатый, Манник большой. Зубровка альпийская, Зубровка душистая, Зубровка малоцветковая. Ячмень короткоостистый, Ячмень гривастый, Ячмень мышиный. Тонконог азиатский, Тонконог Поле. Луговик извилистый (Авенелла извилистая). Плевел расставленный, Плевел опьяняющий. Перловник поникший. Бор развесистый. Белоус торчащий. Канареечник канарский. Двукисточник тростниковидный. Фипсия стройная. Тимофеевка альпийская, Тимофеевка степная, Тимофеевка луговая. Тростник обыкновенный. Плевропогон Сабина. Мятлик альпийский, Мятлик однолетний, Мятлик арктический, Мятлик сплюснутый, Мятлик сизый, Мятлик дубравный, Мятлик болотный, Мятлик луговой, Мятлик расставленный, Мятлик сибирский, Мятлик приземистый, Мятлик Танфильева, Мятлик обыкновенный, Мятлик урсульский. Бескильница Гаупта, Бескильница сибирская, Бескильница расставленная. Схизахна мозолистая. Тростянка овсяницевая. Щетинник итальянский, Щетинник зелёный, Щетинник сизый. Трищетинник сибирский, Трищетинник колосистый. Валодея тёмно-пурпурная. Традесканции и другие коммелиновые из коллекций дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Надпорядок Бромелиевые. Порядок бромелиевые (Bromeliales): семейство бромелиевые (Bromeliaceae): ананас посевной и другие бромелиевые из коллекций дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Надпорядок имбирные. Порядок имбирные (Zingiberales) или Банановые (Musales) – представители семейств Канновые, Марантовые и других имбирных в коллекциях дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.
ЗАНЯТИЕ 20 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли