Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
Теория (1 час). Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 года. Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий - а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Раздел V. Государственные природные заказники. Статья 22. Общие положения. Статья 23. Порядок образования государственных природных заказников. Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников. СИСТЕМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. КАДАСТР ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. ЗАПОВЕДНИКИ – 1. Заповедник — высшая форма охраны ландшафтов региона. В отличие от всех других форм — это единственный тип охраняемых природных территорий, являющийся землепользователем. Печоро-Илычский заповедник. Площадь, га – 721322. Процент от площади республики – 1,73. ВОДООХРАННЫЕ И ИНЫЕ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ: Площадь, га – 497500, Процент от площади республики – 1,19. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ – 1. Национальные парки как природоохранные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенны для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Национальный парк «Югыд Ва». Площадь, га – 1891701. Процент от площади республики – 4.58. ЗАКАЗНИКИ. Заказники — наиболее широко распространенная форма охраняемых природных территорий. В отличие от заповедника, заказник не является землепользователем, и на его территории не прекращается полностью хозяйственная деятельность. В зависимости от целей охраны запрещаются только те виды деятельности, которые могут повредить охраняемому объекту (комплексу). По положению 1981 г. "Заказники образуются с целью сохранения, воспроизводства и восстановления одного или нескольких компонентов природы и поддержания общего экологического баланса". Государственные заказники в своей совокупности выполняют функции сохранения, восстановления и воспроизводства природных ресурсов. Заказники могут быть охотничьими, ботаническими, ихтиологическими, гидрологическими, ландшафтными (комплексными) и, рекреационными. Заказники комплексные (ландшафтные) – 37. Площадь, га – 1289259. Процент от площади республики – 3,09. Заказники лесные (в том числе кедровые) – 20. Площадь, га – 47475. Процент от площади республики – 0,11. Заказники флористические – 9. Площадь, га – 24696. Процент от площади республики – 0,06. Заказники луговые – 1. Площадь, га – 500. Процент от площади республики – незначителен. Заказники болотные – 95. Площадь, га – 422667. Процент от площади республики – 1,00. Заказники ихтиологические – 15. Площадь, га – 1309900. Процент от площади республики – 3,14. Заказники орнитологические – 1. Площадь, га – 20000. Процент от площади республики – 0,01. Заказники геологические – 1. Площадь, га – 2230. Процент от площади республики – незначителен. Памятники природы. Основной задачей памятников природы является сохранение отдельных уникальных природных объектов в естественном состоянии для научных, культурно-просветительских и эстетических целей. К памятникам природы относят исторически ценные или редкие деревья, рощи, участки рек и долин, озера, водопады, пещеры, уникальные геологические обнажения и другие образования. Статус памятника природы может полностью исключать хозяйственную деятельность в пределах его территории и тогда его режим является заповедным, или допускать хозяйственную деятельность, но строго ограниченную. Памятники природы лесные (в том числе кедровые) – 17. Площадь, га – 604. Памятники природы флористические – 9. Площадь, га – 467. Памятники природы луговые – 4. Площадь, га – 232. Памятники природы болотные – 19. Площадь, га – 1774. Памятники природы водные – 12. Площадь, га – 50892. Памятники природы геологические – 46. Площадь, га – 286 (данные старые, найти и привести новые дополнения). Заказник флористический «БЕЛЫЙ» (Чернамский) - 7679 га, расположен на территории Сыктывдинского и Усть-Вымского районов, в подзоне средней тайги. Территория заключена между р. Вычегдой и шоссейными дорогами «Студенец-Слуда-Сыктывкар» и «Слуда-Палевицы». Охраняются сосновые боры-беломошники и еловые леса III бонитета. Леса испытывают очень большую нагрузку в выходные дни, когда их посещает, до 1000 человек. Заказник организован с целью сохранения флористического многообразия напочвенного мохово-лишайникового покрова. Заказник флористический «ХАЙМИНСКИЙ» (225 га), расположен на территории, подчиненной Интинскому горсовету, на Приполярном Урале, в верховьях р. Большой Хаимы (правый приток Лемвы). Занимает озеро Малое Хаймо-то, нижнюю часть зап. склона г. Хайма, нижнюю часть, вост. склона Хайминского перевала. Охраняется эталонный участок высокогорной гольцовой зоны и горно-тундровой растительности. Заказник флористический «ВЕРХНЕЦИЛЕМСКИЙ» (13,2 тыс.га), расположен в Усть-Цилемском р-не, в подзоне крайнесеверной тайги. Занимает долину Цильмы в верхнем течении, от границы Коми АССР (на юге) до устья Мутной, в пределах запретных полос. Охраняются лиственничники на северной границе ареала. Заказник флористический «МЫЛЬСКИЙ» (1.4 тыс.га), расположен в Усть-Цилемском р-не, в подзоне крайнесеверной тайги, в нижнем течении Мылы (правый приток Цильмы). Охраняется богатый флористический комплекс скальной растительности на восточном склоне Каменноугольной гряды. Заказник флористический «НОМБУРСКИЙ» (2 тыс.га), расположен в Усть-Цилемском р-не, в подзоне крайнесеверной тайги (Усть-Цилемское лесн-во Усть-Цилемского лесхоза). Занимает десятикилометровый участок долины Цильмы, в 4 км ниже д. Номбур, в пределах ЗП. Охраняется реликтовый флористический комплекс на выходах известняков коренных берегов реки. Заказник флористический «СВЕТЛЫЙ» (400 га), расположен на границе Удорского и Усть-Цилемского районов, в подзоне северной тайги, в нижнем течении реки Светлой (правый приток Пижмы), в 3-7 км от устья. Охраняются скальные флористические комплексы с реликтами и эндемами: ветреница лесная, дремлик темно-красный, кокушник комариный, тимьян (чабрец) Талиева, качим уральский, башмачок настоящий. Заказник флористический «ПАВЬЮЖСКИЙ» (2400 га), расположен в Удорском р-не, в подзоне северной тайги, в долине реки Павьюги (правый приток Светлой), в 6-10 км от устья (Удорский мехлесхоз, Верхне-Мезенское лесничество, квартал 24,25). Охраняется эталонный участок речной долины, типичный для Среднего Тимана. Растут реликтовые лиственничники с редкими видами растений: змееголовник Руйша, ветреница лесная, кизильник черноплодный, спирея (таволга) средняя, пион (марьин корень). Заказник флористический «Сойвинский» (4000 га), расположен в Троицко-Печорском р-не, в подзоне средней тайги, в долине реки Сойвы (левый приток Северной Мылвы). Занимает отрезок речной долины на расстоянии 20 км в пределах ЗП. На многочисленных обнажениях коренных пород (известняки карбона) встречаются богатые флористические комплексы редких и реликтовых растений. Заказник флористический «СЫКТЫВКАРСКИЙ» (167 га), расположен в Сыктывдинском р-не, в подзоне средней тайги (Выльгортское лесничество Сыктывкарского мехлесхоза, квартал 79 - ЮВ часть, квартал 80 - южн. часть), в 10 км на ЮЮЗ от с. Выльгорт. Охраняются еловые, сосновые и смешанные леса с разнообразным видовым составом трав и кустарников. Здесь растут редкие орхидеи - башмачки пятнистый и настоящий, внесенные в Красные книги МСОП, СССР, России и Коми. Заказник флористический «КОМСКИЙ» (804 га), расположен в Койгородском р-не, в подзоне средней, тайги, на левобережье верхней Сысолы, на правом берегу р. Ком (Кажимский лесхоз, Комское лесничество, квартал 40). Охраняется участок сосновых лишайниковых молодняков - местообитание декоративного раннецветущего растения (подснежника) прострел раскрытый (сон-трава). – Лекция у карты ООПТ (Особо Охраняемых Территорий) Республики Коми и Административной карты РК с использованием мультимедийной презентации и иных демонстрационных и раздаточных материалов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Обучающиеся под руководством педагога изучают территории флористических заказников (по картам и космическим снимкам), разрабатывают маршруты и карты следования, уточняют стоимость билетов на поезд и автобус, составляют сметы затрат на проезд до каждого флористического заказника - в соответствии с полученным персональным заданием. Связываются с организациями, осуществляющими контроль и охрану ООПТ, выясняют условия допуска на территорию флористического заказника, уточняют необходимые разрешения. Проясняют возможный режим базирования, условия проживания. Делают доклады о флористическом заказнике РК, совершая «путешествие по карте» и описывая рельеф территории и особенности природной растительности, сообщают плюсы и минусы, которые можно получить при проведении летней экспедиции в данную ООПТ, озвучивают приблизительные затраты на путешествие. В конце занятия производится окончательный выбор флористического заказника, оптимально пригодного для летней экспедиции.
ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 45. (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли