logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.

Теория. Исследовательской (геоботанической) целью предстоящей экспедиции является изучение растений, зимующих под снегом в зеленом состоянии. Данное теоретическое занятие представляет собой попытку обсудить со школьниками проблему условий существования растений в зимних условиях, адаптации растений к этим условиям и классификацию растений, зимующих зелеными. Адаптации растений к зимним условиям. Основная опасность, которая подстерегает растения зимой - высыхание. Адаптации растений к зиме. Адаптация хвойных растений к зимним условиям. Травянистые растения и их основной способ переживания зимы. Специальные «хитрые» адаптации к зиме у вечнозеленых и зимнезеленых растений. Основная функция снегового покрова для растений. Вечнозелёные (чьи листья живут 2-5 лет) и зимнезелёные (чьи листья живут один год) под снегом. Вечнозелёные растения (это все виды мхов, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, клюква). Типичный для всех вечнозеленых растений набор адаптаций - маленькие размеры, пробковый слой на стеблях и восковая кутикула или опушение на листьях, высокое содержание незамерзающих веществ в тканях и т.д. Мхи и условия их зимовки. Зимнезелёные растения (листопадные растения, листья которых появляются весной, как у всех листопадных растений, и отмирают все вместе, но не осенью, как у всех «нормальных» растений, а весной). Выгоды от такого образа жизни. ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практические работы по организации зимнего двухдневного туристического похода (экспедиции) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА похода (ЭКСПЕДИЦИИ): «ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ И ЗИМНЕЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА: «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ И ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ». Под руководством педагога учащиеся определяют район похода, который должен включать как минимум, три различных растительных сообщества. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) зимой, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района следования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют общественное туристическое снаряжение (палатки, костровое оборудование, котлы, походную аптечку, аварийный комплект, инструменты). Проверяют комплектацию одежды и обуви. Обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую холодную погоду. Комплектуют дополнительное зимнее индивидуальное снаряжение. Для проведения геоботанической работ готовят рулетки, лопаты и определители растений (желательно иллюстрированные). Распределяют должности и обязанности в группе. Составляют смету расходов и определяют источники финансирования. Герметизируют спички, растопку. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе, пересыпают и герметизируют. Распределяют общественное снаряжение. Тренируются в технике завязывания и развязывания на ветру распространённых среди туристов узлов. Разучивают туристские песни.

3.10. ДВУДНЕВНЫЙ поход (ЭКСПЕДИЦИЯ) в район санитарно-защитной зелёной зоны Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ЗИМНЕЗЕЛЁНАЯ ФЛОРА ОКРЕСТНОСТЕЙ СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ». В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ЯНВАРЯ ИЛИ ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ФЕВРАЛЯ. один двухдневный поход (экспедиция) с ночёвкой в лесу. - 12 часов.

Два дня в походе (экспедиции).