logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.

Теория. ПОДГОТОВКА К ОДНОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протяженность, сложность и стоимость похода для данной группы. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников. Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями. Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе (должностей), подготовка ответственных за участки работ. Должности в группе постоянные и временные. Составление плана подготовки похода. Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построению "нитки" маршрута и плана - графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения. Понятие о тактике и технике в туризме. Подбор литературы и картографического материала. Копирование карт. Составление плана экспедиции. Разработка маршрута, план-график движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Оформление походной документации, утверждение похода. Обязанности администрации образовательного учреждения, участие родителей в подготовке похода. АСПЕКТЫ Финансово-хозяйственнОЙ ПОДГОТОВКИ ПОХОДА ИЛИ ЭКСПЕДИЦИИ. Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов. Источники финансирования. Системы оплаты. Родительские средства, дотации, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации. Составление и утверждение сметы расходов на поход. Работа казначея в группе. Составление финансового отчета о походе. Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и режима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов. Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа дежурных поваров. График дежурств. Снаряжение для осенне-зимнего пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряжению для осенне-зимнего похода. Хранение и укладка снаряжения. Одежда и обувь для осенне-зимнего пешего похода. Обязанности завхоза по снаряжению. Аварийный комплект. Использование презервативов для предохранения от намокания спичек, растопки и неприкосновенного аварийного запаса продуктов. Работа ремонтного мастера в группе. Нормы весовых нагрузок юных туристов. Некоторые распространённые среди туристов узлы, их назначение, техника их завязывания и развязывания в сырую погоду. Правила разведения костра в сырую погоду. Основные требования к месту организации привала и бивака в сырую (осеннюю) погоду. Особенности работ по устройству бивака осенью и их распределение среди членов туристской группы. Установка палаток осенью (в дождливое время), размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания. Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОДНОДНЕВНОГО ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ПОХОДА ИЛИ ЭКСПЕДИЦИИ). ПОНЯТИЕ О ВЫЕЗДНОМ МЕРОПРИЯТИИ. ИнструкциЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ И СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. О КОЛИЧЕСТВЕННОМ СОСТАВЕ ВЫЕЗДНЫХ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) И ИХ СОПРОВОЖДЕНИИ. О РУКОВОДИТЕЛЕ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ – УЧАЩИХСЯ (ОБУЧАЮЩИХСЯ), ВОСПИТАННИКОВ И СТУДЕНТОВ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практическую подготовку к выходу на 6 часов в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ». Под руководством педагога учащиеся определяют цели и район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям описания сезонного состояния растительных сообществ, фотографированию растений и сбору материалов для составления гербария. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района исследования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Изготавливают необходимые бланки для внесения результатов геоботанических наблюдений или описаний растений. Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленые блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое и геоботаническое снаряжение. Распределяют должности обязанности в группе. Закупают набор продуктов для организации бутербродного питания в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практическую подготовку к выходу на 6 часов в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ». Под руководством педагога учащиеся определяют район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) осенью или в сырую погоду, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района следования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют общественное туристическое снаряжение (палатки, костровое оборудование, котлы, походную аптечку, аварийный комплект, инструменты). Проверяют комплектацию одежды и обуви. Особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую холодную погоду. Распределяют должности и обязанности в группе. Составляют смету расходов и определяют источники финансирования. Герметизируют спички, растопку. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе, пересыпают и герметизируют. Распределяют общественное снаряжение. Тренируются в технике завязывания и развязывания на ветру распространённых среди туристов узлов. Разучивают туристские песни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практическую подготовку по организации выездного мероприятия и пешего 6-часового похода (без учёта времени на проезд автотранспортом) на место предполагаемого базирования летней экспедиции. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНоСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ». Практическая отработка туристских и экспедиционных умений и навыков и рекогносцировки местности. Под руководством педагога обучающиеся распределяют обязанности в группе. Уточняют цель и район похода. Подбирают литературу и картографический материал. Копируют карты. Разрабатывают варианты маршрутов, составляют план-график движения. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) весной или в сырую погоду, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое снаряжение. Проверяют комплектацию одежды и обуви, особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую весеннюю погоду. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу. Тренируются в технике посадки на транспортное средство, обычном (нормальном) и аварийном покидании его.

3.6. однодневная экспедиция в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ». Осенью, в бесснежный период. ДЕНЬ проведения – воскресение. - 6 часов.

День в походе (экспедиции).

3.7. однодневный поход В санитарно-защитнУЮ зелёнУЮ зонУ Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ». Осенью, в бесснежный ИЛИ МАЛОСНЕЖНЫЙ период, ПРИ ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ. ДЕНЬ проведения – воскресение. - 6 часов.

День в походе (экспедиции).

3.8. Однодневное ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ВЫЕЗД) во флористический заказник «Белый» (или иное место, по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ договорённости с администрацией того места), БЕЗ НОЧЛЕГА. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ». В МАЕ МЕСЯЦЕ. ДЕНЬ проведения – воскресение, или ЛЮБОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕДНЕЙ НЕДЕЛИ МАЯ (ПО ДОГОВОРЁННОСТИ). - 6 ЧАСОВ без учёта времени передвижения на автотранспорте.

День в походе (экспедиции).