logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.

Теория. Две большие группы карт земной поверхности: географические и топографические. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ картЫ: ИХ СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ. Определение топографии и топографических карт. Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов и геоботаников. Масштаб. Масштаб указывают на каждой карте в виде отношения расстояния на карте к соответствующему расстоянию на местности, например 1:500 000. Это значит, что в 1 см на карте - 500 000 см на местности. Зачеркивая 5 нулей, получаем, что в 1 см - 5 км. К топографическим картам относятся карты масштаба 1:200 000 (т.е. 1 см на карте равен 2 км на местности) и крупнее. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Спортивная ТУРИСТСКАЯ карта. Изображение рельефа на топографической и спортивной картах. Понятие о генерализации. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Условные топографические знаки - азбука карты. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Легенда карты. Измерение расстояний на карте. Курвиметр. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте. Градусная сетка. Определение масштаба карты по градусной сетке (Один градус меридиана в средних широтах равен 111,1 км). Способы и правила копирования карт. АЗИМУТ, КОМПАС, ОРИЕНТИРОВАНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ. Что такое азимут. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Дирекционный угол. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Компас. Типы компасов. Компас Адрианова. Устройство компаса. Поверки компаса. Жидкостной компас. Правила обращения с компасом. Четыре действия с компасом. Самое простейшие действие - найти стороны горизонта. Вторая задача - ориентирование карты по компасу. Что такое визирование. Порядок действий при прямой и обратной засечках. Прямая засечка. Обратная засечка. Ориентирование. Определение сторон горизонта по небесным светилам. Угловая скорость Солнца. Нахождение Полярной звезды. Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения. СОРЕВНОВАНИЕ ПО СПОРТИВНМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ЛЕСУ ИЛИ ДЕНДРОПАРКЕ. ПОЯСНЕНИЕ. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ. ПОДГОТОВКА ТрассЫ для ориентирования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Обучающиеся выполняют упражнения №№ 1-10 Упражнение 1. Попросите детей сравнить географическую карту, атлас, план, спортивную карту и найти основные отличия (масштаб, способ изображения населенных пунктов, значение цвета и др.). Упражнение 2. Составьте с воспитанниками картосхему класса, нанеся на лист бумаги столы, стулья, местоположение двери, окон, классной доски. Упражнение 3. Для занятия приготовьте карты различных масштабов. Дайте возможность детям самим прочитать масштаб, указанный на карте, и объяснить, что он означает. Попросите учащихся: а) найти и прочитать масштаб на разных картах в атласе; б) заполнить графы таблицы перевода численного масштаба в натуральный и наоборот. Упражнение 4. Предложите детям назвать указанные условные знаки, изображенные на таблице без пояснительных надписей. Упражнение 5. Предложите в течение 20-30 секунд запомнить максимальное количество знаков на таблице, а затем нарисовать их в тетради по памяти. Упражнение 6. Предложите ученику взять со стола одну из карточек с изображением 10-12 условных знаков без пояснительных надписей и вслух объяснить значение каждого условного знака. Вся группа должна следить за правильностью ответа. Упражнение 7. Покажите занимающимся рисунок местности и предложите им изобразить увиденное в своих блокнотах с помощью условных знаков. Упражнение 8. Топографический диктант. Преподаватель читает текст, выделяя те объекты, которые необходимо изобразить условными знаками. После окончания диктанта подсчитываете количество правильно изображенных условных знаков. Упражнение 9. Предложите ученикам за десять минут изобразить все знаки, которые они изучили, и написать их значение. Засчитываются только знаки, нарисованные правильно с точки зрения графики. Правильность выполнения упражнения Вы проверяете вместе с учениками и выявляете победителя. Упражнение 10. Пусть с помощью условных топографических знаков школьники нарисуют какую-нибудь забавную картинку. Лучшие работы поместите на стенд детского объединения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Упражнение 1. Практическое занятие по определению азимутов. Задача 1.1. Дано направление - ЮЗ. Чему равно оно в градусах? Задача 1.2. Дан азимут 270 . Какая это сторона горизонта? Задача 1.3. Если к азимуту 45 прибавить угол, равный 180 , какая получится сторона горизонта? Задача 1.4. Дано направление - ЮЗ. Если от него отнять 90 , какое получится направление? Задача 1.5. Наблюдатель стоит лицом на запад. Какая у него сторона горизонта слева? справа? Задача 1.6. Определите сторону горизонта по сумме азимутов: 135, +45 , + 180, - 90°. Задача 1.7. Наблюдатель докладывает: «Прямо перед собой вижу завод с трубой, справа - тригопункт, а справа-сзади наблюдаю хутор. Озеро находится точно на севере. Если повернуться к нему лицом, то хутор будет сзади». Определить азимут на завод с трубой и на тригопункт. Упражнение 2. Практическое занятие по определению расстояний на местности. Упражнение 3. Практическое занятие по ориентированию карты. Упражнение 4. Практическое занятие по ЧТЕНИЮ карты. Упражнение 5. заданиее на проверку умения определять расстояния и читать карту. Упражнение 6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО КОМПАСА. Упражнение 7. ПРЯМАЯ ЗАСЕЧКА ПО КОМПАСУ. Упражнение 8. УСТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ДЛИНЫ ПАРЫ ШАГОВ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. (3 часа). СОРЕВНОВАНИЕ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ЛЕСУ ИЛИ ДЕНДРОПАРКЕ.