5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
5.1. ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВОГО НАУЧНОГО ДОКУМЕНТА с помощью Word-метасреды DWE ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИсследоваТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «сосудистыЕ растениЯ конкретной флоры города Сыктывкара и фитоколлекций дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»: установлениЕ их таксономической принадлежности». – 6 часов.
Теория. Понятие об исследовательской работе. Краткие сведения о формах и методах исследовательской деятельности учащихся в области флористической геоботаники. Возможные направления учебных исследований на базе дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Каталоги или списки видов растений, экспонируемых в коллекциях дендрологических парков и ботанических садов, правила их составления. Обмен растениями между ботаническими садами и дендропарками и правила обмена. О фитосанитарном контроле. Списки семян и вегетативных органов растений, предназначенных для обмена, или делектусы. Знакомство с делектусом Ботанического сада СыктГУ. Правила составления делектусов. Ежегодные исследования флористического богатства территорий ботанических садов и дендропарков, позволяющие в полном объёме представить коллекции во флористических каталогах или делектусах. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой (справочниками, словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила и стандарты оформления текстового научного документа, являющегося продуктом какого-либо исследования. Пособие В.Л. НИКИТЕНКОВА (СыктГУ) «Подготовка Текстового Научного Документа (ТНД) с помощью Word-метасреды DWE («Degree Work’s Editor»)». Распределение между обучающимися тем исследования состояния видового многообразия растений на территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» Темы работ в рамках исследования «сосудистыЕ растениЯ конкретной флоры города Сыктывкара и фитоколлекций дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»: установлениЕ их таксономической принадлежности».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Под руководством педагога обучающиеся выполняют работы по изготовлению, с помощью DWES, Текстового Научного Документа (ТНД) – печатного отчёта о выполнении исследования флористического богатства территории дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по выбранной теме. Выполняют подготовительные действия: копируют в необходимое место на жестком диске компьютера папку-оригинал DWES и переименовывают её, присвоив ей любое подходящее имя (своё имя), тем самым создавая рабочую копию для изготовления личного печатного отчёта о выполнении исследования флористического богатства территории дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по выбранной теме. Открывают рабочую папку и запускают файл navig.doc. (файл навигатора метасреды DWES). Переходят в титульный лист (щелкнув левой кнопкой мыши по названию) и меняют необходимые реквизиты: название организации, подразделения, утверждающие руководители, тип ТНД, название ТНД, руководители-исполнители, город, год и др.. Сохраняют изменения. Выходят в навигатор метасреды DWES и знакомятся с каждым элементом структуры ТНД (аннотация, содержание, введение, разделы, заключение, литература, приложения), изменяя в них колонтитулы по следующей схеме. Щелкнув дважды левой кнопкой мыши по области верхнего колонтитула (колонтитул при этом активизируется, серый цвет его текста сменится на черный) изменяют текст верхнего колонтитула и, при необходимости, переходят к нижнему колонтитулу для совершения аналогичной операции. Сохраняют изменения и переходят в навигатор. После обработки последнего документа ТНД завершается привязка рабочей копии ТНД к конкретному ТНД – печатному отчёту о выполнении исследования флористического богатства территории дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по выбранной теме.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (3 часа). Под руководством педагога обучающиеся выполняют работы по изготовлению, с помощью DWES, Текстового Научного Документа (ТНД) – печатного отчёта о выполнении исследования флористического богатства территории дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по выбранной теме. Используя наработки, сделанные ранее – эектронные файлы с текстом, изображением, а так же – материалы из ИНТЕРНЕТ - заполняют элементы структуры текстом своего ТНД, сверяясь с требованиями стандартов, приведенными образцами и заготовками. После окончательной редакции ТНД, выполняют расстановку страниц, начиная с раздела 1: выберают из главного меню Word: вставка - номера страниц - формат. Установливают необходимый номер первой страницы данного элемента структуры ТНД. После изменения нумерации во всех элементах структуры ТНД внесят изменения нумерации страниц в содержании ТНД. Сохраняют изменения при уходе в навигатор. После окончательной готовности ТНД к печати выполняют "уборку мусора": удаляют из элементов структуры ТНД все образцы и заготовки, выделяя их и пользуясь клавишей Delete. Удаляют из каждого элемента структуры ТНД "полоску навигации", выделив её область в режиме выделения графических объектов (белая стрелка на панели рисование) и нажав клавишу Delete. Сохраняют изменения при уходе в навигатор. Готовые файлы ТНД сохраняют для печати в соответствии с правилами. После сохранения файл с ТНД копируют в новую папку, которую необходимо поименовать фамилией автора ТНД, например Петрова. Печать ТНД: переходя из навигатора в элементы структуры ТНД, осуществляют, при необходимости, их печать на имеющийся принтер, после чего возвращаются в навигатор, используя левую голубую стрелку на панели Web (панель Web должна быть установлена перед началом работы с DWES, для этого необходимо, чтобы на компьютере был установлен какой-либо из ИНТЕРНЕТ-браузеров). Печать элементов структуры ТНД осуществляют и в произвольном порядке, используя папку с копией документа. Для транспортировки рабочей копии DWES архивируют её (например, с помощью WinRAR) и перемещают на дискету (флэшку).
5.2. ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ с помощью СУБД «ACCESS-FLORKA» УВК «BIOM» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИсследоваТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, КУЛЬТИВИРУЕМЫХ В ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОМ ПАРКЕ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»». – 6 часов.
Теория. РАСТЕНИЯ В ЭКСПОЗИЦИЯХ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ И ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ: ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОСТАВ (дикорастущие виды и культивары), НОМЕНКЛАТУРА, СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БОТАНИЧЕСКИХ САДАХ И ДЕНДРОПАРКАХ: НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ. Требования к определению и этикетированию. Этикетки для растений экспозиционной зоны. БАЗЫ ДАННЫХ О РАСТЕНИЯХ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ И КУЛЬТИВИРУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ. Основные сведения о растении, указываемые на этикетке. ТАКСОНОМИЯ. РЕВИЗИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ РАСТЕНИЙ. Использование справочной системы «SALIX» для определения современных названий дикорастущих сосудистых растений флоры Республики Коми. Использование справочников и энциклопедий по декоративному цветоводству для определения современных названий декоративных растений открытого и закрытого грунта. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» для быстрого поиска информации о таксономическом (систематическом) положении растений и других живых объектов в единой системе живого по их латинскому наименованию. Указание Центра таксономического разнообразия рода и места происхождения вида (графического изображения ареала вида, принадлежности к соответствующей флористической провинции, области и царству). Исследовательские работы по установлению Центров таксономического разнообразия родов и мест происхождения видов растений, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛОВ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДЕНДРАРИЯ (ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ), КОМНАТНЫХ И ОРАНЖЕРЕЙНЫХ РАСТЕНИЙ (ЗАКРЫТЫЙ ГРУНТ) ДЕНДРОПАРКА ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Темы работ в рамках исследования «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛОВ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДЕНДРАРИЯ (ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ), КОМНАТНЫХ И ОРАНЖЕРЕЙНЫХ РАСТЕНИЙ (ЗАКРЫТЫЙ ГРУНТ) ДЕНДРОПАРКА ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). В компьютерном классе учащиеся просматривают ранее собранный гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в соответствии с персональной темой исследовательской работы. Определяют таксономическую принадлежность растений, если это не было сделано ранее. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») недостающие тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Находят в ресурсах ИНТЕРНЕТ дополнительную информацию о растениях, копируют её, обрабатывают и распределяют обработанную информацию по папкам. Устанавливают на компьютеры СУБД «ACCESS-FLORKA». Приступают к введению в базу данных информации по теме своей исследовательской работы. Для редактирования списка видов входят в режим редактирования видов. Режим добавления установленных ими в ходе исследования видов в базу данных. Добавление фотографий. Для установления современного названия вида флоры Республики Коми и его синонимов используют информационную систему «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН, для других – виртуальную (онлайновую) поисковую систему «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» в ИНТЕРНЕТ (Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/). Все виды инорайонных флор, которые культивируются в дендрологических парках и ботанических садах, относят к адвентивным (заносным) видам. Для них указывают способы проникновения адвентивного вида. Для заносных видов, успешно произрастающих в природе без вмешательства человека, указывают степень их натурализации. В графе «АННОТАЦИЯ» указывают следующую информацию: латинское видовое название, например Abies sibirica Ledeb. Русское видовое название, например Пихта сибирская. Таксономический класс по-латыни и по-русски, например Класс Pinopsida — Хвойные. Таксономическое семейство по-латыни и по-русски, например Сем. Pinaceae Lindl. – Сосновые. Природную географическую зону произрастания, например - Таежная зона. Широтную географическую группу видов, например Бореальный вид. Долготную географическую группу видов, например - Преимущественно сибирский вид. Экологическую группу видов, например Мезофит. Эколого-ценотические группы, в которых вид существует, например - Леса. Жизненную форму, например - Древесное растение. Хозяйственное использование, например - Лекарственное. Техническое. Устанавливают ЦЕНТР ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДА (по ареалу) и ЦЕНТР ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ РОДА (ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО, ФЛОРИСТИЧЕСКУЮ ОБЛАСТЬ, ФЛОРИСТИЧЕСКУЮ ПРОВИНЦИЮ).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (3 часа). Под руководством педагога обучающиеся продолжают и завершают работу по созданию базы данных по дикорастущим и культивируемым растениям дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в рамках выбранной темы. Используется БАЗА ДАННЫХ «FLORKA» УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «BIOM» (E-mail: biom@narod.ru.) Авторы базы данных: Н. Степанова, С. Полуэктов, E-mail: ny_stepanova@mail.ru., дата выпуска: 12.11.2006., версия 1.1., Дизайн и программирование: УВБК "Biom", (www.biom.narod.ru , тхническая поддержка: biom@narod.ru , s_poluekt@mail.ru ).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли