Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
ПРАКТИКА (3 ЧАСА). ПОЯСНЕНИЕ. Проведение большинства геоботанических исследований в той или иной степени сопряжено с необходимостью нанесения наблюдаемых объектов, явлений или территорий на карту или, по крайней мере, - с ориентированием на местности. На данном, вводном в ориентирование, учебном занятии учащиеся познакомятся с элементарными навыками обращения с картой, а также простейшим прибором для ориентирования на местности и составления планов и карт - компасом. Кроме того, школьники приобретут навыки практического ориентирования на местности в виде спортивной азартной игры. Это связано с тем, что карта и ориентирование на местности - неотъемлемая часть любой полевой работы, независимо от раздела геоботаники или объекта исследования. Данное занятие включает в себя три основных этапа: 1) обучение детей работе с картой и компасом, 2) заложение трассы для ориентирования и 3) организация соревнования по ориентированию. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ. Трассу желательно подготовить заранее (без участия школьников, участвующих в соревновании), а обучение и собственно соревнование можно провести за один день, желательно – во время зимних каникул. Для проведения данного занятия потребуются: любая настенная карта (желательно крупно- или среднемасштабная) - для теоретического занятия и набор на каждую пару (в крайнем случае на трех) учащихся в группе: 1) компас, 2) план местности, где заложена трасса для ориентирования, 3) крупномасштабная карта (план) местности, на которой проходит занятие (если нет - можно использовать план для ориентирования) и 4) калькулятор. ПОДГОТОВКА ТрассЫ для ориентирования. Заложение трассы для ориентирования - отдельная работа, которую нужно провести заранее, причем силами педагогов (или учащихся, не участвующих в данном занятии). Делается это, однако, только один раз, а сделанную трассу можно использовать многократно. Особенность трассы связана с сутью задания - пользуясь специально составленной картой, учащиеся должны найти отмеченные на карте и «спрятанные» на местности так называемые «контрольные пункты» - в нашем случае - слова, складывающиеся во фразы. Предлагаемый для данного занятия вариант разработан в учебном Центре «Экосистема» и надежно апробирован, т.е. используется для «игрового обучения» детей в течение уже многих лет. Не отвергая других вариантов организации таких соревнований, опишем этот вариант. Итак, маршрут трассы для ориентирования в нашем случае проходит по естественным просекам, дорогам и тропам в лесу. Только на одном участке маршрут соревнующихся проходит напрямик через лес. Маршрут является «кольцевым», т.е. точки старта и финиша совпадают. Это облегчает работу преподавателя - дав старт ему остается ждать участников на финише. Общая длина трассы - 1,5 км. Более короткая трасса будет слишком легкой (нужна физическая нагрузка - она прибавляет азарта), на более длинную трассу будет расходоваться слишком много времени. По всей длине трассы на примерно равных расстояниях (т.е. 100-200 метров друг 'от друга) на деревьях спрятаны слова. В нашем случае, поскольку трасса является многолетней, «многоразовой», слова написаны перманентным фломастером на жестяных табличках (5х10 см), закрепленных маленькими гвоздиками (через кнопки) на деревьях. Таблички расположены на высоте примерно 3 метра - для того, чтобы гуляющие в лесу посторонние люди не замечали их и не срывали. Таблички не видны с маршрута (т.е. просеки, тропы и т.д.), а прикреплены к деревьям с «обратной» стороны на некотором расстоянии от маршрута (от 5 до 20 м). Важной особенностью трассы является ее «многовариантность». Т.е. по одному и тому же маршруту закреплены таблички, относящиеся к разным вариантам. Варианты различаются между собой набором слов и их месторасположением - например, справа или слева от дороги, на расстоянии в 5 или 25 метров. Кроме всего, они расположены еще и на разных видах деревьев. Все это отражено на плане, который дается в руки соревнующихся. В нашем случае план выполнен на миллиметровой бумаге в масштабе 1:3000 (в 1 см - 30 м). На него нанесены все явные ориентиры в пределах трассы - лесной массив, просеки, дороги, тропы, линия электропередач, поляны, берег реки т .д., а также направление север-юг, масштаб и условные знаки. Контрольные пункты-слова обозначены на карте точкой, номером и названием вида дерева, на котором находится табличка. Больше ничего, например линии маршрута (собственно «трассы») на карте не обозначено. Общее число контрольных пунктов-слов для каждого варианта - десять. Желательно, чтобы слова одного варианта складывались бы в связную фразу. При этом она не должна быть известной (из песни или поговорки), чтобы слова нельзя было угадать. Всего на нашей трассе - 4 варианта. Вот примеры наших фраз: 1) Каждый крутой чувак должен разуметь, куда показывает острый конец компаса. 2) Ловко пользуя компас, с Карабасом Барабас, вышли к финишу как раз (стих). 3) Проводя глазомерную съемку местности, Пятачок и Винни-Пух легко найдут ужасного слонопотама. 4) Используя карту, компас и считая шаги, верным путем, господа, идете к цели. Конечно же, организуя подобную работу в окрестностях своей школы или центра, набор вариантов и сами слова могут быть другими. Организация соревнования. Перед началом соревнования группа учащихся (у нас обычно 10-12 человек) разбивается на 4 бригады (по числу вариантов фраз) - по 2-4 человека в каждой. Каждой бригаде дается в руки карта для ориентирования (желательно заламинированная) с обозначением номера варианта. Перед стартом даются последние объяснения по общему виду трассы, образцу табличек со словами, масштабу карты, условным обозначениям и ставится задача: как можно быстрее найти все 10 слов своего варианта, спрятанные на маршруте. ПОКАЗЫВАЮТСЯ И ОТТРЕНИРОВЫВАЮТСЯ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ ЗАСЕЧКИ ЖИДКОСТНЫМ КОМПАСОМ. Прямая засечка при использовании жидкостного компаса делается следующим образом: 1) разместить компас на карте так, чтобы его боковая кромка касалась исходной и конечной точек движения; 2) повернуть вращающуюся часть корпуса так, чтобы риски его стали параллельными магнитному меридиану на карте; при этом двойная риска на подвижной части корпуса должна быть обращена на север; 3) после этого надо убрать карту и, держа компас горизонтально, повернуться так, чтобы северный конец стрелки остановился между двойной риской на корпусе компаса; осевая линия пластины при этом укажет направление движения. Нет необходимости замечать ориентир на ходу, надо только следить, чтобы стрелка все время находилась между двойной риской, что гарантирует выдерживание азимута при движении. В отличие от компаса Адрианова, жидкостной держит направление не только на ходу, но даже и на бегу; надо только научиться при этом держать компас горизонтально. Азимут на видимый ориентир (обратная засечка) при использовании жидкостного компаса берется следующим образом: держа компас горизонтально, направляем на ориентир осевую или боковую кромку корпуса компаса; вращаем капсулу компаса до тех пор, пока стрелка не окажется между двойной риской и не будет указывать на 0 (север); смотрим, сколько градусов указывается на лимбе компаса напротив' осевой линии. Полученный азимут стоит записать в блокнот. Теперь, зная азимут на ориентир-цель, можем смело вступать в лес и, производя прямые засечки, двигаться по азимуту через створ проходных ориентиров к намеченной цели. Старт разным бригадам дается с интервалом в несколько минут. Хотя варианты и разные, желательно, тем не менее, чтобы общее направление трассы каждая группа определяла самостоятельно. Давая группе старт, педагог отмечает имена участников, номер варианта и время старта. Учащиеся бегут или быстро идут по маршруту (по просеке, дороге, тропе), измеряют пройденное расстояние (на глаз или шагами) и читают карту, т.е. следят за всеми поворотами, перекрестками и другими особенностями местности, до тех пор, пока не поравняются с местом предполагаемого нахождения своего контрольного пункта-слова. После чего, ориентируясь на сторону и расстояние от осевого маршрута, ищут подходящее дерево (при этом учитывают ботанический вид дерева), а на нем, с обратной стороны от линии маршрута - табличку со словом. Найдя слово - записывают его в блокнот. Запись слов желательно вести в столбик - с номерами, чтобы не сбиться (заметим, что на табличке номер слова не указан, оно есть только на карте). Основная ошибка детей при поиске слов - обнаружение «чужих» слов. Это обычно происходит тогда, когда один или несколько участников просто бегут на некотором расстоянии от осевого маршрута (просеки, тропинки) и ищут глазами табличку. Увидев первую попавшуюся и не обращая внимания на ориентиры и вид дерева - переписывают его и бегут дальше. Неправильно же найденное слово при подсчете результатов не засчитывается, более того - за него начисляется штраф (см. ниже). О возможности такой ошибки лучше предупредить детей заранее. Так, пытаясь найти и записывая одно слово за другим, участники приходят к финишу, где педагог отмечает время их прибытия и проверяет правильность составленной фразы. При подсчете итоговых результатов учитываются: 1) чистое время прохождения трассы, 2) число правильно найденных слов. За каждое ненайденное или неправильно найденное («чужое») слово начисляется штраф в минутах, например - некий процент от среднего времени прохождения трассы. При постоянной трассе рассчитать этот штраф вполне возможно после нескольких забегов. В нашем случае - это 10 минут: среднее («плохое») время прохождения трассы - 100 минут, делим на 10 слов - на поиск одного слова тратится в среднем 10 минут. Это и есть штраф. Поясним на конкретном примере. Группа номер один пробежала маршрут за 35 минут, найдя при этом 8 слов, из них 2 - неправильных. Итого: 35 минут плюс 20 минут за неправильные слова и 20 минут за ненайденные слова. Результат - 75 минут. Группа номер два - пробежала за 58 минут, найдя 9 правильных слов. Их результат - 58 минут плюс 10 минут штрафа, итог - 68 минут. И так для каждой группы. По итогам соревнования можно устроить обсуждение результатов с разбором ошибок и торжественное награждение победителей.
ДВАДЦАТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 39. (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли