logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.

Слово «карта» (charta) известно с античных времен и в переводе с латинского означает «чертеж». С течением времени содержание термина карта» уточнялось, и теперь картой называют чертеж, изображающий на плоскости либо всю земную поверхность, либо часть ее. Две большие группы карт земной поверхности: географические и топографические. Определение топографии и топографических карт. Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов и геоботаников. Масштаб. Масштаб указывают на каждой карте в виде отношения расстояния на карте к соответствующему расстоянию на местности, например 1:500 000. Это значит, что в 1 см на карте - 500 000 см на местности. Зачеркивая 5 нулей, получаем, что в 1 см - 5 км. К топографическим картам относятся карты масштаба 1:200 000 (т.е. 1 см на карте равен 2 км на местности) и крупнее. По таким картам можно уверенно ориентироваться на местности и использовать их в качестве надежного путеводителя. Масштабы топографических карт. Наиболее точными картами являются крупномасштабные карты для соревнований по спортивному ориентированию, которые относятся к специальным и называются спортивными. Понятие о генерализации. При составлении карты и заполнении картографической сетки подробностями приходится переходить от более крупных масштабов к мелким и соответственно производить отбор и обобщение элементов содержания карты. Этот прием в картографии называется генерализацией. Сущность картографической генерализации состоит в отказе от изображения некоторых несущественных деталей местности и рельефа. То есть, ставится задача упростить карту путем выделения главного и выбрасывания второстепенного. Чем мельче масштаб карты, тем значительнее генерализация. Степень генерализации зависит также от назначения карт. В результате генерализации на мелкомасштабных школьных картах показываются лишь основные элементы из имеющихся на топографических картах, причем они изображаются обобщенно. Отбор и обобщение зависят, прежде всего, не от размера, а от значения данного объекта. Отбираются главные железные дороги, важнейшие шоссе и основные грунтовые дороги. Из населенных пунктов даются только большие города с разделением по численности населения и административному значению. Наносятся крупные реки, большие болота, солончаки и пески. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Условные топографические знаки - это своего рода азбука карты. Они по своему начертанию просты, и многие из них напоминают внешний вид и характерные особенности изображаемых предметов. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Условные знаки с пояснениями, помещенные на листе карты, называют легендой. Легенда является одним из важнейших элементов карты. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее легенда. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Измерение расстояний на карте. Курвиметр. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Рамка мелкомасштабных географических карт служит для ограничения поля карты, а рамка топографических карт является изображением параллелей и меридианов, позволяющих определить географические координаты любой точки. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте. Градусная сетка служит не только канвой для нанесения элементов ландшафта на карту, но и наглядно показывает кривизну изображаемой поверхности, особенно на мелкомасштабных географических картах. Градусная сетка позволяет определить масштаб, когда он не обозначен (Градус меридиана в средних широтах равен 111,1 км) и проверить его, когда он вызывает сомнение. Градусной сеткой можно пользоваться для измерения длины линий, площадей. Она позволяет определить на карте географические координаты пункта и нанести на карту пункт по его координатам. Способы и правила копирования карт.

Практика (2 часа). Учащиеся, под руководством преподавателя, выполняют упражнения 1-10.

Упражнение 1. Попросите детей сравнить географическую карту, атлас, план, спортивную карту и найти основные отличия (масштаб, способ изображения населенных пунктов, значение цвета и др.). И план, и карта являются такими способами изображения местности, которые'позволяют охватить ее в целом и определить взаимное расположение ее частей. На плане или карте видны изгибы рек, дорог, очертания лесов, полей, населенных пунктов и пр. Зная масштаб, по плану или карте можно точно определить расстояния между отдельными объектами. Ни словесное описание местности, ни рисунки, ни фотографии не могут дать столь точного представления о местности в целом, как план или карта. Материалы аэрофотосъемки (фотоснимки, фотосхемы), которые нашли широкое применение при составлении карт, могут дать довольно полное представление о местности, но и они не могут полностью заменить карту и план, поскольку нечеткое прочтение некоторых деталей местности и рельефа, нередко скрытых растительным покровом и другими объектами, требуют дополнительной полевой обработки. Карты, составленные без соблюдения масштаба, без градусной сетки и лишь схематически передающие размещение тех или иных объектов изображаемой территории, называются картосхемами.

Упражнение 2. Составьте с воспитанниками картосхему класса, нанеся на лист бумаги столы, стулья, местоположение двери, окон, классной доски. Приготовьте несколько бумажных условных значков и клейкую ленту. Значки - яркий кружок, треугольник или квадрат с размером стороны 5 см, разделенный по диагонали на 2 треугольника, один из которых покрашен в красный цвет. Разделите детей на пары, рассчитав всех на «первый-второй». Первые номера выходят из класса, а вторые прикрепляют бумажные условные значки с помощью клейкой ленты в любом месте класса. А на своей картосхеме кружком обозначают место, к которому прикреплен значок. Значок должен быть прикреплен на видном месте: на столе, на парте, на подоконнике, на доске, на полу и т.д. Войдя в класс, первые номера должны отыскать значок своего напарника. Затем первые и вторые номера меняются местами. Это упражнение помогает ученикам не только сопоставлять предметы в классе и их изображения на картосхеме, но и проверить, кто из ребят наиболее точно вычертил картосхему.

Упражнение 3. Для занятия приготовьте карты различных масштабов. Дайте возможность детям самим прочитать масштаб, указанный на карте, и объяснить, что он означает. Попросите учащихся: а) найти и прочитать масштаб на разных картах в атласе; б) заполнить графы таблицы перевода численного масштаба в натуральный и наоборот:

Численный масштаб

Натуральный масштаб

1: 1000 000

в 1 см - 10 км

в 1 см - 1 км

1:250 000

в 1 см - 100 м

1:50 000

Упражнение 4. Предложите детям назвать указанные условные знаки, изображенные на таблице без пояснительных надписей.

Упражнение 5. Предложите в течение 20-30 секунд запомнить максимальное количество знаков на таблице, а затем нарисовать их в тетради по памяти.

Упражнение 6. Предложите ученику взять со стола одну из карточек с изображением 10-12 условных знаков без пояснительных надписей и вслух объяснить значение каждого условного знака. Вся группа должна следить за правильностью ответа.

Упражнение 7. Покажите занимающимся рисунок местности и предложите им изобразить увиденное в своих блокнотах с помощью условных знаков.

Упражнение 8. Топографический диктант. Преподаватель читает текст, выделяя те объекты, которые необходимо изобразить условными знаками. После окончания диктанта подсчитываете количество правильно изображенных условных знаков.

Упражнение 9. Предложите ученикам за десять минут изобразить все знаки, которые они изучили, и написать их значение. Засчитываются только знаки, нарисованные правильно с точки зрения графики. Правильность выполнения упражнения Вы проверяете вместе с учениками и выявляете победителя.

Упражнение 10. Пусть с помощью условных топографических знаков школьники нарисуют какую-нибудь забавную картинку. Лучшие работы поместите на стенд детского объединения.

ВОСЕМНАДЦАТАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 35 (3 часа).