Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
Практика (1 час). Учащиеся под руководством педагога в компьютерном классе знакомятся с книгой Андронов Н.М., Богданов П.Л. Определитель древесных растений по листьям. Л.: Издательство ленинградского университета. 127 с – оцифрованной (электронной) её версией в pdf-формате. Учатся определять растения по логической цепочке «ТЕЗА» - «АНТИТЕЗА». Практически выполняют определение видов деревьев и кустарников территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по собранным и загербаризированным на предыдущем практическом занятии веткам и листьям. Результаты фиксируют на временных этикетках гербарных листов.
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ.
ЗАНЯТИЕ 5 (3 часа).
ТЕМА 2.1. ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОБОТАНИКИ – СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ СУШИ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ВИДА. СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ И СИТЕМЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РАСТЕНИЙ.
Теория (0,5 часа). СОСУДИСТЫЕ (ВЫСШИЕ) РАСТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОБОТАНИКИ. Познание мира растений: от частного к общему. Систематизация знаний о живом. СИСТЕМАТИКА (от греч. systema - упорядочение) – наука о разнообразии живых организмов, методах его (разнообразия) описания и закономерностях его возникновения. Две крупнейшие задачи систематики: 1) распределение живых существ по группам, и 2) их описание и наименование. Две составляющие систематику дисциплины: таксономия и номенклатура. ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis - расположение и nomos - закон) – наука об объединении живых существ в группы на основании анализа присущих им признаков. НОМЕНКЛАТУРА (от лат. nomen - имя) – наука о правилах описания живых существ и присвоении названий организмам и их группам. Конечной целью, объединяющей усилия таксономии и номенклатуры, является построение системы органического мира. СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА – это единая классификация, объединяющая все живые существа и построенная на основании всестороннего анализа присущих им признаков. БОТАНИЧЕСКАЯ (БИОЛОГИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ВИДА. Главное биологическое свойство видов: растения одного вида характеризуются сходством всех существенных признаков — морфологических, анатомических, биологических. Вид — КАК основная единица классификации растений. Вид – фундаментальная категория в таксономической иерархии. Вид – основная структурная единица в системе живых организмов, качественно обособленная форма живого вещества, основная единица эволюционного процесса. Вид как «система …, объединенная общими признаками…, общим происхождением и общим географическим ареалом и достаточно четко отделенная от близких видов, как совокупностью признаков, так и изолирующими барьерами» (А.Л. Тахтаджян, 1984). Обозначение видов растений с помощью двойных названий — бинарной номенклатуры. СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ (раздел ботаники, задача которого — распознавание, описание и классификация совокупности растений по определённой системе). Конечная цель систематики растений — создание системы царства растений. Классифицирование (от лат. classis - разряд) – распределение организмов по группам в соответствии с их взаимоотношениями. Результатом классифицирования является построение классификации - системы объектов, распределенных по соподчиненным совокупностям. Три основных типа классификаций: Искусственные (artificial) – в большинстве своем ранние классификационные системы, основанные на нескольких удобных признаках, и удобстве для использования (например, Линней). Естественные (natural) – основанные на комплексах признаков, стремящиеся отразить естественные взаимоотношения между организмами или таксонами. Филогенетические – использующие все известные критерии для интерпретации филогении (эволюции) таксона. Филогенетическая концепция вида (основывается на положениях учения о происхождении одних видов организмов от других). Эволюционная теория Дарвина как основа построения филогенетических систем. Особенности филогенетических систем. Составление систематизированных списков растений конкретных территорий – Флор. Флора СССР (тома 1-30). Флора северо-востока европейской части СССР (тома 1-4). Сосудистые растения Республики Коми. Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Знакомство с книгами. ОТДЕЛ ПЛАУНООБРАЗНЫЕ. КЛАСС ПЛАУНОВИДНЫЕ. Семейство Плауновые (Lycopodiaceae): Плаун альпийский, Плаун сплющенный, Плаун трёхколосковый, Плаун годичный, Плаун булавовидный, Плаун колючий. Семейство Баранцовые (Huperziaceae): Плаун-баранец. КЛАСС ПОЛУШНИКОВИДНЫЕ. Семейство Плаунковые (Selaginellaceae): Селягинелла плауновидная. Семейство Полушниковые (Isoёtaceae): Полушник тончайший, Полушник озёрный. ОТДЕЛ ХВОЩЕОБРАЗНЫЕ. КЛАСС ХВОЩЕВИДНЫЕ. Семейство Хвощёвые (Equisetaceae): Хвощ полевой, Хвощ топяной, Хвощ зимующий, Хвощ болотный, Хвощ луговой, Хвощ камышковый, Хвощ лесной, Хвощ пёстрый. ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ. КЛАСС ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ. Семейство Гроздовниковые (Botrychiaceae): Гроздовник северный, Гроздовник ланцетный, Гроздовник полулунный, Гроздовник ромашколистный, Гроздовник многораздельный, Гроздовник виргинский. Семейство Ужовниковые (Ophioglossaceae): Ужовник обыкновенный. Семейство Кочедыжниковые (Athyriaceae): Кочедыжник альпийский, Кочедыжник женский. Пузырник ломкий, Пузырник Дайка, Пузырник горный, Пузырник судетский. Диплазиум (Кочедыжник) городчатый. Голокучник трёхраздельный, Голокучник Роберта. Семейство Вудсиевые (Woodsiaceae): Вудсия альпийская, Вудсия гладкая, Вудсия эльбская. Семейство Щитовниковые (Dryopteridaceae): Щитовник остистый, Щитовник гребенчатый, Щитовник австрийский, Щитовник мужской, Щитовник пахучий. Многорядник копьевидный. Семейство Телиптерисовые (Thelypteridaceae): Фегоптерис лесной. Телиптерис болотный. Семейство Костенцовые (Aspleniaceae): Костенец постенный, Костенец северный, Костенец зелёный. Семейство Криптограммовые (Cryptogrammaceae): Криптограмма курчавая, Криптограмма Стеллера. Семейство Гиполеписовые (Hypolepidaceae): Орляк обыкновенный. Семейство Многоножковые (Polypodiaceae): Многоножка обыкновенная. Тропические папоротники из коллекций дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ. КЛАСС ХВОЙНЫЕ. Семейство Сосновые (Pinaceae): Пихта сибирская, Лиственница сибирская, Ель обыкновенная, Ель сибирская. Сосна обыкновенная. Сосна сибирская, или Кедр. Семейство Кипарисовые (Cupressaceae): Можжевельник обыкновенный, Можжевельник сибирский.
ТЕМА 2.4. СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (0,5 часа). Принцип построения системы цветковых растений академика А.Л. Тахтаджяна. Общая характеристика системы и её главные таксоны. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, ИЛИ МАГНОЛИОФИТЫ. Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиевидные (Dicotyledones, или Magnoliopsida). ПОДКЛАСС МАГНОЛИИДЫ (MAGNOLIIDAE). Надпорядок магнолиевые. Порядок кирказоновые. Семейство Кирказоновые (Aristolochiaceae): Копытень европейский. Надпорядок нимфейные. Порядок нимфейные. Семейство Нимфейные (Nymphaeaceae): Кубышка жёлтая, Кубышка малая. Кувшинка чистобелая. Кувшинка четырёхгранная. Порядок роголистниковые. Семейство Роголистниковые (Ceratophyllaceae): Роголистник погружённый. ПОДКЛАСС РАНУНКУЛИДЫ (RANUNCULIDAE). Надпорядок лютиковые. Порядок лютиковые. Подпорядок лютиковые. Семейство Лютиковые (Ranunculaceae): Аконит высокий. Калужница болотная. Воронец красноплодный, Воронец колосовидный. Живокость высокая, Живокость Миддендорфа. Ветреница лютичная, или Анемоноидес ранункулоидес, Ветреница алтайская, или Анемоноидес алтаика. Ветреница лесная, или Анемона лесная. Ветреница пермская, или Анемонаструм биармийский (эндемичное для флоры РК растение). Сон-трава, или прострел раскрытый. Княжик сибирский. Рогоглавник пряморогий. Мышехвостник маленький. Оксиграфис ледниковый. Чистяк весенний. Шелковник фенхелевидный, Шелковник неукореняющийся, Шелковник Кауфмана. Лютик Гмелина, Лютик гиперборейский, Лютик лапландский, Лютик длиннолистный. Лютик жгучий, Лютик золотистый, Лютик кашубский, Лютик однолистный, Лютик едкий. Лютик гладковатый, Лютик северный, Лютик Палласа, Лютик многоцветковый, Лютик крошечный, Лютик ползучий. Лютик ползающий, Лютик стелющийся, Лютик ядовитый, Лютик серножёлтый. Василистник малый, Василистник жёлтый, Василистник водосборолистный, Василистник альпийский, Василистник простой. Купальница европейская, Купальница открытая. Адонис сибирский. Живокость полевая, или Консолида. Порядок пионовые. Семейство Пионовые (Paeoniaceae): Пион Марьин корень. Порядок маковые. Семейство Дымянковые (Fumariaceae): Хохлатка Галлера, Хохлатка дымянкообразная. Дымянка лекарственная. Семейство Маковые (Papaveraceae): Мак полярный, Мак югорский. Чистотел большой. – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.
ЗАНЯТИЕ 6 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли