logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.

Стороны света (север, юг, восток, запад) и их указание на карте или плане. Сравнительный анализ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА И КОСМИЧЕСКОГО СНИМКА ГОРОДА СЫКТЫВКАРА В РАЙОНЕ, ПРИМЫКАЮЩЕМ К ТЕРРИТОРИИ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Масштаб плана и технической фотографии. Фотокарты. Разность целей туристического (прохождение маршрута на время) и учебно-исследовательского (добыча новых знаний) похода. Различие между экскурсией и экспедицией. Экскурсия, как непрерывающийся поход по замкнутому маршруту, во время движения по которому участники группы усваивают новые знания через восприятие сообщений экскурсовода и созерцание примеров на окружающей маршрут территории. Деление времени экскурсии на вводную часть (проводимую обычно в помещении – классе или демонстрационном зале) и основную часть (экскурсионный маршрут). Экспедиция как поход к месту проведения исследований (точке назначения, точке базирования), выполнение исследования и возвращение. Деление времени экспедиции на три части. Камеральная обработка добытых материалов после экскурсии. О средней скорости движения снаряжённой туристкой группы и максимальной дальности передвижения за один час. Выбор точки назначения экспедиции. Простейший расчёт расстояния для трёхчасовой геоботанической экспедиции (час на движение к точке назначения, час на развёртывание лагеря, выполнение экспедиционного задания и свёртывание лагеря, час – на обратное возвращение). Максимальное время, отводимое для экскурсии существующими нормативами (3 часа, из них 1 час – в помещении, 2 часа – на маршруте). Простейший расчёт расстояния для шестичасовой геоботанической экспедиции (два часа на движение к точке назначения, два часа на развёртывание лагеря, выполнение экспедиционного задания и свёртывание лагеря, два часа – на обратное возвращение). При средней скорости движения группы 4 километра в час все точки назначения должны лежать на окружности ограничения, радиусом в 8 километра от центра (территории ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»). Технология определения зоны базирования геоботанической экскурсии через нанесение окружности ограничения на карту или градостроительный план (космический снимок). Расчёт её фактического радиуса (в сантиметрах) с учётом масштаба карты (плана, или снимка). Выбор точки (объекта) для геоботанического исследования на окружности ограничения. Технологии прокладки маршрута следования с учётом фактической проходимости местности (раположения крупных препятствий – домов, огороженных территорий; мостов через ручьи и реки, дорожной сети и т.п.). Определение по карте (плану, космическому снимку) фактического расстояния маршрута следования курвиметром. Возможные точки (объекты) трёхчасовых геоботанических экскурсий для обучающихся в ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» и маршруты следования.

Практика (2 часа). Учащиеся выполняют практическую работу по определению масштаба карты (градостроительного плана, космического снимка) города Сыктывкара в окрестностях ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Изучают формы рельефа на карте и на местности. Наносят окружности ограничения на карту или градостроительный план (космический снимок) для трёх часовой экскурсии или экспедиции. Расчитывают её фактический радиус (в сантиметрах) с учётом масштаба карты (плана, или снимка). Выбирают точку (объект) для геоботанического исследования на окружности ограничения. Прокладывают маршрута следования к выбранному объекту с учётом фактической проходимости местности (раположения крупных препятствий – домов, огороженных территорий; мостов через ручьи и реки, дорожной сети и т.п.). Определяют по карте (плану, космическому снимку) фактическое расстояние маршрута следования курвиметром. Наносят окружности ограничения на карту или градостроительный план (космический снимок) для шести часовой экспедиции. Расчитывают её фактический радиус (в сантиметрах) с учётом масштаба карты (плана, или снимка). Выбирают точку (объект) для геоботанического исследования на окружности ограничения. Прокладывают маршрута следования к выбранному объекту с учётом фактической проходимости местности (раположения крупных препятствий – домов, огороженных территорий; мостов через ручьи и реки, дорожной сети и т.п.). Определяют по карте (плану, космическому снимку) фактическое расстояние маршрута следования курвиметром. Совершают «Путешествие» по карте с озвучиванием всех нюансов движения. Играют в интеллектуальные игры, направленные на заучивание карты города Сыктывкара и его окрестностей. Выполняют разнообразные упражнения на запоминание условных знаков.