logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ.

ЗАНЯТИЕ 1 (3 часа).

ТЕМА 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ: ГЕОБОТАНИКА И БОТАНИКА КАК РАЗДЕЛЫ ФИТОЛОГИИ. ЧЕТЫРЕ ОБЛАСТИ ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА, ИЛИ АРЕАЛОГИЯ. УЧЕБНЫЕ ТРОПЫ ПРИРОДЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИЗУЧЕНИЯ ФЛОРЫ В ПОЛЕВОЙ ГЕОБОТАНИКЕ.

Теория (1 час). ГЕОБОТАНИКА И БОТАНИКА КАК РАЗДЕЛЫ ФИТОЛОГИИ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О РАСТИТЕЛЬНОСТИ И ФЛОРЕ. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА, ИЛИ АРЕАЛОГИЯ. ЦЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА, ИЛИ ФИТОЦЕНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА. Концепция ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ». Закономерности распространения растений (видов, родов, семейств и т. д.) по земной поверхности, состав флоры различных территорий, или что изучает флористическая геоботаника (она же - ареалогия, или география растений)? Накопление и обобщение фактического материала о современном распространении растений и выявление конкретных причин, которыми это распространение обусловлено, или основные задачи, стоящие перед флористической геоботаникой. Чем определяется географическое распространение растений? Флоры отдельных районов земного шара (континентов, крупных природных областей и т. д.) как объект частной (региональной) флористической геоботаники. Флористическое районирование (выделение территорий, различающихся по составу флоры) как результат изучения флор. Для чего осужествляют флористическое районирование? Тесная связь флористической геоботаники (ареалогии, географии растений) с другими научными дисциплинами - систематикой, от которой она получает сведения о структуре различных таксонов (число видов в том или ином роде, семействе и т. д.), о степени родства тех или иных таксонов; с палеоботаникой, изучающей ископаемые растения и дающей важные сведения о географическом распространении растений в прежние геологические эпохи, о возрасте тех или иных таксонов и т. д.; физической географией, климатологией, геоморфологией и почвоведеним, поскольку современное распространение растений по земной поверхности в значительной степени определяется физическими географическими, климатическими, орографическими и почвенными условиями. Она заимствует у других наук данные, необходимые для объяснения фактов, их обобщения и выявления закономерностей. Практическое приложение Ареалогии, или географии растений (флористической геоботаники) связано прежде всего с интродукциейвведением в культуру полезных для человека растений, например плодовых, технических, декоративных и др. Знание географии растений позволяет научно обосновать их «переселение» из одних районов земного шара в другие, гарантирует успех интродукции (именно так произошло с культурой чая и цитрусовых в Закавказье). География растений имеет прямое отношение и к использованию ресурсов дикорастущей флоры, так как сведения о географическом распространении полезных растений помогают правильно планировать их заготовку. Учебный план курса «ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА». Технологии изучения флор.

УЧЕБНЫЕ ТРОПЫ ПРИРОДЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИЗУЧЕНИЯ ФЛОРЫ В ПОЛЕВОЙ ГЕОБОТАНИКЕ (КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Цель создания учебных троп природы. Задачи учебных троп природы. Особенности экологического образования на учебной тропе. Природоохранные задачи учебных троп. Система учебных троп природы. Где прокладываются учебные тропы природы? Учебные тропы природы в городе и его окрестностях. Учебные тропы природы в окрестностях учебного заведения. Эффект от деятельности по созданию учебной тропы. Учебный и воспитательный эффекты. Информационный и просветительный эффекты. Учебный кабинет в природе. Деятельность детей по оборудованию учебной тропы. Самостоятельная исследовательская деятельность детей на учебной тропе. Экскурсионное обслуживание тропы. Уход за тропой. Первая природная тропа для пешеходов. Дальнейшая история троп. Природные тропы России. Учебные природные тропы в СССР. Движение «За учебные и природоохранные тропы». Учебные экологические тропы в Москве и Сыктывкаре. Типы учебных троп по длине маршрута. Типы учебных троп по форме организации и проходимости маршрута. Типы учебных троп: летние прогулочно-познавательные и темы просветительных познавательных бесед. Зимние прогулочно-познавательные и темы просветительных познавательных бесед. Летние познавательно-туристические тропы. Многодневные познавательно-туристические маршруты. Всесезонные тропы для самостоятельного прохождения. Содержательная сторона туристской тропы. Образовательный аспект в познавательных тропах. Содержательная часть экскурсии определяет название тропы – экологическая, ботаническая, зоологическая, природоохранная? Учебные экологические и геоботанические тропы. Организация движения по маршруту. Расчётное время движения. Учебный кабинет природы в сочетании с учебной (экологической, геоботанической и т.п.) тропой. Учебный кабинет и учебная тропа в ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Содержательная часть геоботанической тропы. Оборудование учебной тропы. Необорудованная учебная тропа ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Темы экологических и геоботанических экскурсий. Заключение.

Цифровой фотоаппарат и персональный компьютер – современные инструменты геоботаника-исследователя. Правила фотографирования растений для целей определения их систематической принадлежности. Правила сброса, обработки и хранения электронных фотографий на жёстком диске компьютера. Резервное копирование информации на компакт-диск. Как создать компьютерный фотоальбом на CD?

Экскурсия (2 часа). Тема экскурсии: «ПРИДОРОЖНАЯ И ПУСТЫРНАЯ СОРНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ОСОБОГО РОДА РАСТЕНИЙ ФЛОРЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ». Учащиеся, двигаясь по маршруту учебной тропы фотографируют растения придорожной и пустырной сорной растительности окрестностей города Сыктывкара, сбрасывают информацию на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя свободно распространяемую компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги, формируют папки).

ЗАНЯТИЕ 2 (3 часа).

Тема 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые ботаники-путешественники. Теория (0,5 часа). Гео – значит география. Географический подход к познанию мира. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые ботаники-путешественники.

ТЕМА 1.2. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ: ГЕОБОТАНИКА – ПОЛЕВАЯ И ЭКСПЕДИЦИОННАЯ НАУКА. Теория (0,5 часа). О необходимости туристкой подготовки для геоботаников. Концепция туристско-экспедиционной подготовки в ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ». План и цели учебных экспедиций при изучении курса «ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА». Формы деятельности обучающихся на экскурсиях и экспедициях. Камеральная обработка результатов и формы их представления. Полевой дневник геоботаника, правила внесения записей в дневник, регистрация визуальных наблюдений. Главное правило геоботаника: «Не записанное в полевой дневник – не наблюдалось».

Основное оборудование, необходимое для сбора растений в геоботанических экспедициях:

  1. гербарная папка,

  2. гербарная сетка,

  3. двойные газетные листы,

  4. копалка,

  5. пакетики.

Правила сбора и гербаризации растений по методическому пособию Боголюбов А.С., Лазарева Н.С. «Составление учебного гербария».

Практика (2 часа). Практическая работа №1. Самостоятельное изготовление геоботанического инструментария. Учащиеся изготавливают гербарные папки по образцу (0,5 часа). Экскурсия (1 час). Под руководством педагога, выполняющего роль экскурсовода, учащиеся выходят на территорию дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» и собирают определённой длины ветки с листьями и листья дикорастущих и культивируемых древесных растений и кустарников, производят фотографирование этих растений цифровыми фотоаппаратами или мобильными телефонами, имеющими данные функции (1 час). Сбрасывают информацию с фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя свободно распространяемую компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги, формируют папки). Практическая работа №2. Учащиеся, по возвращении в класс, проводят обработку собранных для гербария веток и листьев древесно-кустарниковых растений в соответствии с рекомендациями методического пособия Боголюбов А.С., Лазарева Н.С. «Составление учебного гербария» (0,5 часа).

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ.

ЗАНЯТИЕ 3 (3 часа).