Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа руководителя с группой по воспитанию самоконтроля и привитию гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги, помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Транспортировка пострадавшего. Санитар походной группы, его обязанности при подготовке и во время похода. Санитарный контроль за посудой, чистотой тела, состоянием участников. Состав, хранение, учет и использование походной медицинской аптечки в пути. ПРИЁМЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ.
При оказании доврачебной помощи лицам, получившим механические травмы необходимо строго соблюдать следующие правила:
осторожно снять грязь вокруг раны, очищая кожу от краёв раны наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок вокруг раны нужно смазать настойкой йода перед наложением повязки;
нельзя удалять из раны сгустки крови, инородные тела, так как это может вызвать сильное кровотечение;
вскрыть имеющийся в аптечке пакет в соответствии с прилагаемой инструкцией. При наложении повязки нельзя касаться руками той части, которая должна быть наложена непосредственно на рану;
если из раны выпадает какая-либо ткань или орган (мозг, кишечник), то повязку накладывают сверху, ни в коем случае не пытаясь вправлять эту ткань или орган внутрь раны;
кровотечение может быть остановлено в зависимости от его вида (капиллярное, венозное, артериальное) простой или давящей повязкой, прижатием пальцами кровоточащего сосуда к подлежащей кости выше раны (ближе к туловищу), сгибанием конечности с вложением в ямку сустава комка из материи, наложением жгута или закрутки;
при загрязнении раны землёй требуется введение противостолбнячной сыворотки, для чего необходимо срочно обратиться к врачу даже при незначительных на первый взгляд травмах.
Травмы чаще всего сопровождаются кровотечениями. Они бывают наружными и внутренними. Наружные кровотечения, в свою очередь, разделяют на три вида. Капиллярное возникает при скальпированных повреждениях кожного покрова. При этом кровь сочится из раны, выступая каплями на ее поверхности. При оказании первой медицинской помощи необходимо промыть рану раствором перекиси водорода, обработать ее зеленкой и наложить повязку или заклеить бактерицидным пластырем. Венозное кровотечение характеризуется вытеканием крови равномерной струей темного цвета. Для оказания помощи необходимо обработать рану перекисью водорода и наложить давящую повязку. При глубокой ране рекомендуется для ускорения свертывания крови засыпать в рану порошок какого-либо антибиотика (стрептомицин, пенициллин, гентамицин и др.). Артериальное кровотечение характеризуется вытеканием крови пульсирующей струей ярко-красного цвета. Такое кровотечение требует незамедлительной остановки, т.к. человек может погибнуть от большой потери крови. При оказании помощи незамедлительно производится пальцевое прижатие поврежденной артерии к ближайшей кости и только после этого можно производить дальнейшие манипуляции. Как правило, это наложение жгута или остановка кровотечения приемом максимального сгибания конечности. При наложении жгута следует соблюдать следующие правила:
жгут нельзя накладывать на голое тело;
жгут накладывается выше раны, но как можно ближе к ней;
после пальцевого прижатия рекомендуется поднять конечность на 1-2 минуты для увеличения оттока крови и только после этого накладывать жгут;
жгут затягивается до полного прекращения пульсации в ране;
жгут нельзя закрывать какими-либо повязками, чтобы видел врач;
под жгут обязательно подкладывается записка с указанием времени наложения;
жгут накладывается летом на 1 час, зимой - на полчаса. При необходимости более длительного наложения жгут надо ослабить на некоторое время и снова наложить, написав новую записку.
При внутренних кровотечениях наблюдается бледность кожных покровов, болевые ощущения в области кровотечения, холодный пот, затуманенное сознание. При легочных - розовая, при желудочных - темная пена изо рта, при кишечных - темный до черного кал. При оказании первой помощи дайте пострадавшему таблетку, положите холод на область кровотечения и постарайтесь срочно доставить к врачу. При желудочном кровотечении ни в коем случае пострадавшему нельзя давать пить. Нарушение мозгового кровообращения сопровождается, как правило, кровоизлиянием в мозг различной степени. При этом наблюдается резкая потеря сознания. В этом случае необходимо замедлить поступление крови в головной мозг прикладыванием холода к затылку и в то же время увеличить отток крови к периферии - прикладыванием грелок к конечностям. Необходима срочная медицинская помощь. Нарушение сердечного кровообращения сопровождается резкой болью в области сердца. Как правило, человек занимает вынужденную позу, рефлекторно прикладывая руки к области сердца, не теряя сознания. При этом наблюдается бледность кожных покровов и синюшность губ. Рекомендуется уложить пострадавшего в горизонтальное положение, расстегнув одежду, и дать сердечные средства. Возможен легкий массаж вращательными движениями в области сердца и теплое сладкое питье. Больного надо срочно доставить к врачу.
Переломы. При любом переломе производится иммобилизация (фиксация) конечности наложением шины. Пострадавшему дают обезболивающее. Нельзя самостоятельно вправлять кости, что может вызвать дополнительные повреждения и болевой шок. Конечность необходимо фиксировать в двух соседних суставах, при значительных деформациях - в том положении, в котором она находится.
Вывих - это выход суставной головки из суставной ямки сустава. Он может сопровождаться изменением формы сустава, ограничением движения в суставе, болью и отеком. Самостоятельно вправлять вывих ни в коем случае нельзя. Зафиксируйте пострадавшему поврежденный сустав, наложите холод, дайте обезболивающее и отправьте к врачу.
Ушибы. На поврежденную область накладывают фиксирующую повязку и прикладывают холод (резиновый пузырь или полиэтиленовый мешочек со льдом, холодной водой). Ни в коем случае не смазывайте поврежденное место йодом - это затянет процесс выздоровления. Разогревающие спортивные мази, тепловые компрессы, массажи применяют только со второго дня травмы.
Растяжение связок. Признаки: припухлость, резкая (особенно вначале) боль. При растяжении голеностопного сустава делают 8-образную повязку на сустав. Снять боль можно амидопирином, анальгином.
Судороги в ногах. Длительное физическим напряжение, переутомление может привести к судорогам, которые представляют собой непроизвольные сокращения отдельных мышц и мышечных групп. Чаще всего возникают в икроножной мышце. Чтобы прекратить их, рекомендуется прежде всего расслабить мышцы, затем, взявшись за большой палец, тянуть на себя стопу, выпрямляя при этом ногу в коленном суставе. Затем приложить полотенце, смоченное в холодной воде, или встать босыми ногами на холодную землю.
Потертости и мозоли. Тесная или неправильно подобранная обувь может стать причиной появления потертостей на ногах. Сначала появляется краснота и припухлость, затем пузырьки, ссадины, иногда весьма болезненные язвочки. Незначительные потертости смягчают антисептическим кремом, к примеру «Детским», а в случае явного покраснения кожи - раствором бриллиантовой зелени, спиртом, 1%-ной цинковой мазью, затем припудривают стрептоцидом и заклеивают пластырем.
Заболевания и повреждения глаз. Конъюнктивит характеризуется появлением гнойных выделений из глаз, покраснением слизистой оболочки. Глаза промывают 2%-ным раствором борной кислоты и закапывают раствор альбуцида (по 2-3 капли в каждый глаз 3 раза в день). Если в глаз попало инородное тело, нижнее веко оттягивают книзу, а пострадавшего просят смотреть вверх. Если таким образом не удается обнаружить инородное тело, верхнее веко осторожно прижимают к верхнему краю глазниц и за ресницы оттягивают немного вниз, затем поворачивают вверх. Пострадавший все время должен смотреть вниз. Обнаруженное инородное тело удаляют кусочком марли или жгутиком ваты, смоченным кипяченой водой. Если после удаления из глаза инородного тела не прекращается боль и слезотечение, за веко вводят 2-3 капли жидкого вазелина.
Пищевые отравления. Отравления, как правило, сопровождаются болями в животе, поносом, головокружением, рвотой, общей слабостью. В первую очередь желудок промывают слабым теплым раствором перманганата калия или теплой кипяченой водой (1,5-2 л) до появления рвоты. Повторяют несколько раз. Больного потеплее укрывают, поят чаем и дают активированый уголь, энтеросептол (3-4 раза в день по 1-2 таблетки). Для уменьшения всасывания ядов в стенки желудка можно дать пострадавшему молоко или сырое яйцо. Необходимо соблюдать диету в течение 2-3 дней: из пищи исключают мясо, черный хлеб, консервы, овощи. Для предупреждения отравления нельзя пить сырое молоко и воду, употреблять несвежие или сомнительного качества продукты.
Фурункул. При его появлении на гнойник накладывают повязку, смоченную раствором поваренной соли в кипяченой воде или с мазью Вишневского. После отторжения стержня накладывают стерильную повязку.
Оказание помощи утопающему. Нарушение правил поведения на воде нередко приводит к несчастным случаям. В любой бедственной ситуации необходимо сохранить самообладание, не поддаться панике. Минутный страх может погубить даже опытного пловца. Спасающему надо помнить, что утопающий может схватить его «мертвой» хваткой и потянуть за собой. Для освобождения от подобной хватки можно применять болезненные удары в область паха и солнечного сплетения. Существует несколько способов транспортировки пострадавшего. При буксировке на спине спасающий, захватив ладонями лицо пострадавшего с обеих сторон за челюсть и подбородок и не допуская погружения в воду носа и рта тонущего, буксирует его к берегу одним из способов плавания на спине. При другом способе спасающий располагается слева от утопающего. Левую руку он просовывает под левую руку утопающего и обхватывает ладонью его подбородок и плывет к берегу «кролем» без выноса рук.
Оказание первой помощи пострадавшему на воде. Помощь пострадавшему должна быть оказана сразу же после того, как его извлекли из воды. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии (бледен, пульс едва прощупывается или совсем не прощупывается, дыхание отсутствует или очень слабое), то следует немедленно приступить к его оживлению и одновременно вызвать врача. Прежде чем начать искусственное дыхание, нужно открыть рот пострадавшего и, в случае необходимости, очистить рот от ила, песка, водорослей и слизи платком или рубашкой. В первую очередь следует вылить из пострадавшего воду. Для этого пострадавшего следует уложить грудью на правое колено лица, оказывающего помощь, таким образом, чтобы место соприкосновения бедра и грудинной кости было выше межрёберной дуги на 10-12 см. Человек, оказывающий помощь, левой рукой удерживает пострадавшего, а правой - резкими движениями надавливает на спину с противоположной стороны от места соприкосновения грудинной кости к колену. Надавливания продолжаются до тех пор, пока не закончится выход воды из дыхательных путей, о чём покажет жидкость, подкрашенная кровью. Прекращение выхода воды не означает, что воды в органах дыхания пострадавшего нет. Таким показателем является только подкрашенная кровью вода. После появления такой жидкости при необходимости следует выполнить наружный массаж сердца и искусственное дыхание. Когда пострадавший начнёт дышать, ему необходимо давать нюхать нашатырный спирт, дать выпить 15-20 капель настойки валерианы на полстакана воды, переодеть в сухое бельё, тепло укрыть, дать крепкого чая и предоставить полный покой до прибытия врача. Каждый турист (или «полевик») должен быть знаком с методами искусственного дыхания, чтобы суметь применить их в случае необходимости: для оказания помощи пораженному молнией, тонущему или при сердечном приступе.
Электротравма. Человека, попавшего под действие электрического тока, в первую очередь следует освободить от прикосновения с токоведущими частями оборудования, механизма, здания и др. (выключить рубильник, выключатель, выдернуть из рук пострадавшего шнур или прибор, предварительно изолировав свои руки подручными средствами, например, толстым слоем сухой одежды и т.п.). После освобождения пострадавшего от воздействия тока, его укладывают на ровное место, расстёгивают все предметы одежды, стягивающие органы дыхания. Подкладывают под лопатки скатку из одежды таким образом, чтобы голова оказалась запрокинутой назад, а гортань вытянутой. Если пострадавший пытается изменить позу, говорить, то следует оказать ему помощь следующим способом: руки пострадавшего разводят в стороны, сводят вместе, вверх-вниз, ноги сгибают в коленях и выпрямляют. Такие движения делаются до тех пор, пока пострадавший не получит устойчивое дыхание. В случае, когда пострадавший не дышит, глаза не видят, зрачки расширены или закатаны под лоб, то следует открыть рот, вытащить язык, очистить ротовую полость от слизи и грязи и приступить к оказанию помощи следующим образом: лицо, оказывающее помощь, делает два глубоких вдоха и выдоха в атмосферу, а последующие выдохи делает через нос или рот в пострадавшего. (При открывании рта пострадавшего следует обеспечить целостность зубов). Искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос» выполняется 2-3 раза, после чего оказывающий помощь приступает к наружному массажу сердца. Массаж сердца осуществляется путём надавливания руками на грудинную кость выше межрёберной дуги на 10-12 см. После серии надавливаний (5-6 раз) повторяется искусственное дыхание.
Термические и электрические ожоги. Если на пострадавшем загорелась одежда, нужно быстро набросить на него пальто, либо плотную ткань, но не твердое полотно, или сбить пламя водой. Нельзя бежать в горящей одежде, так как ветер, раздувая пламя, увеличит и усилит ожог. При оказании помощи пострадавшему во избежание заражения нельзя касаться руками обожжённых участков кожи или смазывать их мазями, маслами, вазелином, присыпать пищевой содой, крахмалом и т.п. Нельзя вскрывать пузыри, удалять приставшую к обожжённому месту мастику, канифоли или другие смолистые вещества, так как, удаляя их, легко можно содрать обожжённую кожу и тем самым создать благоприятные условия для заражения раны. При небольших по площади ожогах первой и второй степеней нужно наложить на обожжённый участок кожи стерильную повязку. Одежду и обувь с обожжённого места нельзя срывать, а необходимо разрезать ножницами и осторожно снять, если она не прильнула к телу. Если куски одежды прилипли к обожжённому телу, то поверх их следует наложить стерильную повязку до снятия её в лечебном учреждении. При тяжёлых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую простынь или ткань, не раздевая его, напоить тёплым чаем и создать покой до прибытия врача. Обожжённое лицо необходимо закрыть стерильной марлей. При ожогах глаз следует делать холодные примочки из раствора борной кислоты (половина чайной ложки кислоты на стакан воды) и немедленно направить пострадавшего к врачу.
Химические ожоги. При химических ожогах поражённое место сразу же промывают большим количеством холодной проточной воды из-под крана, из резинового шланга или ведра в течение 15-20 минут. Если кислота или щёлочь попала на кожу через одежду, то сначала надо смыть её с одежды, а потом осторожно разрезать и снять с пострадавшего мокрую одежду, если она не прилипла к телу, после чего промыть кожу. Однако если одежда прильнула, то после промывки одежды отдирать её от поражённого места нельзя. Дальнейшая помощь при химических ожогах оказывается так же как при термических ожогах.
При несчастных случаях (наличие пострадавшего участника мероприятия) незамедлительно оказывается первая доврачебная помощь, одновременно осуществляется вызов врачей, уведомляется руководитель образовательного учреждения и родители пострадавшего ребенка.
Практика (2 часа). Учащиеся, под руководством педагога и приглашённого медицинского инструктора тренируются в выполнении действий по оказанию различных видов первой доврачебной помощи друг другу.
ШЕСНАДЦАТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 31 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли