logo search
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.

Теория (1 час). Характеристика района проведения ТРЁХДНЕвной экспедиции. Климат района Сыктывкара умеренно континентальный с длинной холодной зимой и коротким умеренно теплым и влажным летом. Возможная продолжительность солнечного сияния 4535 часов в году (Природа Сыктывкара и окрестностей, 1972), но частая облачность сокращает ее почти в три раза. Около 140 дней в году наблюдается облачная погода. Погода в большинстве случаев формируется в зависимости от характера вторгающихся воздушных масс. Чаще всего наблюдается западно-восточный ветер. Наиболее низкая средняя месячная температура наблюдается в январе (-15,15 °С), наиболее высокая в июле (16,85 °С). Средняя годовая температура воздуха 0,45 °С. Годовая сумма осадков составляет 670 мм, испаряется 350 мм в год, избыток осадков равен 320 мм. Гидрография. Сыктывкар расположен у впадения реки Сы-сола в Вычегду. Основная часть города сосредоточена на трех левобережных террасах р. Сысолы и на водоразделе между ее нижним течением и рекой Дырнос; Эжва находится на левом берегу Вычегды. Ширина русла Вычегды у Сыктывкара около 300 м, Сысолы - около 100 м. Русло Вычегды песчаное и сильно подвержено деформации. Левый берег высокий, спускается несколькими террасами к воде, правый - до 2-4 м, изрезанный многочисленными старицами, протоками и озерами. Вскрытие рек начинается 15 апреля-14 мая. Подъем воды наблюдается до отметки 5-5,1 м. Ледоход продолжается около 5 дней. Ледостав устанавливается к 12 ноября. Почвы. Сыктывкар и его окрестности расположены в подзоне типичных подзолистых почв. В долинах рек и на прилегающих к ним водоразделах можно наблюдать болотные почвы. На пойменных террасах - аллювиальные дерновые почвы. Почвообразующими породами являются супеси и пески. Флора окрестностей города Сыктывкара. Флора - это исторически сложившийся на данной территории комплекс дикорастущих (натурализовавшихся) видов растений, могущих иметь разное географическое происхождение, время и пути миграции на эту территорию, входящих в состав различных растительных сообществ, заселяющих все свойственные данной местности типы местообитаний. Конкретная флора Сыктывкара насчитывает около 610 видов высших растений, относящихся к 285 родам и 81 семейству. Наибольшим видовым разнообразием отличаются семейства злаковые (около 60 видов), сложноцветные (более 50 видов), осоковые (более 40 видов). Преобладающее большинство видов многолетние травы. Однолетних трав гораздо меньше, в основном сорняки. В напочвенном покрове леса повсеместно встречаются кустарнички: брусника, черника, водяника. Среди кустарников обычны - различные виды ив, шиповники, малина, жимолость. Несмотря на сравнительно бедный видовой состав деревьев (около 15 видов), они, особенно хвойные - ель сибирская, сосна обыкновенная - играют ведущую роль в сложении растительного покрова. Комплекс всех видов на данной территории сложился исторически и несет следы недавнего геологического прошлого - ледникового и постледникового периодов. В максимум оледенения ледник опускался южнее линии Сыктывкара. В настоящее время во флоре Сыктывкара преобладают бореальные виды; на болотах и в заболоченных лесах распространены гигюарктики (водяника, береза карликовая и др.) - растения, произрастающие как в лесной, так и в тундровой зоне. Присутствуют во флоре и растения дубравного флористического комплекса - это виды, характерные в настоящее время для более южных областей страны (широколиственных лесов). Предполагают, что в один из теплых послеледниковых периодов широколиственные леса из дуба, липы, вяза были распространены гораздо дальше к северу. Остатки теплолюбивой дубравной флоры сохранились и на данной территории в наиболее благоприятных условиях. К видам дубравного комплекса относится липа. Спутниками липы являются копытень европейский и медуница неясная; широко распространены живучка ползучая, чина весенняя, волчье лыко. Свидетелями сухих и теплых климатических периодов в прошлом являются лесостепные и степные виды - сон-трава, осока ранняя, встречающиеся на сухих и теплых местообитаниях (поймы рек, сосновые боры). По долготному распространению большинство видов с евроазиатским и циркумполярным ареалом, меньше с европейским (рябина обыкновенная, купальница европейская, зверобой четырехгранный) и азиатским (ель сибирская, пихта, лиственница). При изучении флоры в настоящее время применяются три основных метода: маршрутный, сеточный и метод конкретных флор. Сущность маршрутного метода ИЗУЧЕНИЯ ФЛОРЫ. Гербарий – основа флористического отчёта. Ранневесенние (весенне-цветущие) растения флоры окрестностей города Сыктывкара. Методика сбора и оформления гербария. Сбор растений проводят в сухую погоду. Для гербария надо взять одно или несколько (в зависимости от размеров) цветущих или плодоносящих растений каждого вида. Травянистые растения берут с подземными органами, которые отряхивают от земли, но не моют; деревья, кустарники и кустарнички - часть побега с цветками или плодами. Собранные растения подлежат сушке. Для этого их помещают в сложенные пополам газетные листы - "рубашки", аккуратно раскладывая растения так, чтобы не было складок и морщин на листьях, лепестках. Если у растения много листьев и они налегают друг на друга, то их нужно проложить небольшими листочками фильтровальной бумаги или часть их можно удалить. Если растение не помещается в "рубашку", то стебель следует перегнуть таким образом, чтобы корневая система оставалась внизу, а цветки и соцветия - вверху. В каждую рубашку вкладывают черновую этикетку с указанием названия растения (хотя бы приблизительного, если неизвестно научное, места и даты сбора. Подготовленные "рубашки" с растениями помещают в сушильный пресс. Сначала на одну рамку ботанического пресса помещают прокладку, состоящую из 3-5 листов газетной бумаги; на нее кладут гербарный лист ("рубашку" с растением), затем прокладку и опять гербарный лист и т. д. Пачку накрывают толстой прокладкой и второй рамкой пресса. Затем обе рамки пресса с заложенным гербарием сильно затягивают веревкой и ставят в сухое, хорошо проветриваемое место. Не реже одного раза в сутки необходимо менять прокладки, не вынимая растения из "рубашек". Определение растений и морфологическое описание с указанием экологии, ценотической группы, жизненной формы, биоморфы и т.д. проводится одновременно с закладкой гербария на дубликатных экземплярах. К отчёту предъявляют гербарий, из которого удалены прокладки и вложены стандартные этикетки с точным научным названием. По заданию преподавателя студенты могут смонтировать отдельные экземпляры растений на специальные гербарные листы (41 х 28 см). Материалы и оборудование. Для работы на маршруте каждый обучающийся обязан иметь: копалку или нож для выкапывания растений; полиэтиленовый пакет для сбора растений; бланки описаний растений; компас, рулетку, веревку или шпагат (80 м), полевой дневник для записи в полевых условиях и простой карандаш. Для камеральной обработки: ботанический пресс; бумагу для сушки растений; бинокуляр, лупу, препаровальные иглы, альбом, гербарные листы, клей, нитки, иглы, гербарные этикетки, ножницы, калька для гербария.

Практика (2 часа). Учащиеся практически готовят специальные материалы и оборудование к походу. Оформляют бланки полевых дневников и описаний растений. Комплектуют индивидуальное и групповое туристское снаряжение, укладывают рюкзаки. Готовят тюки с общим и индивидуальным геоботаническим снаряжением и оборудованием. Готовят и пакуют имущество палаточного лагеря (палатки для проживания, спальные мешки, костровое оборудование, воду и продукты питания).

3.12. ТРЁХДНЕВНЫЙ ПЕШИЙ ПОХОД.

Трёхдневный пеший поход по замкнутому маршруту в окрестностях города сыктывкара, с двумя ночовками в полевых условиях.

ТЕМА ПОХОДА: «РАННЕВЕСЕННЯЯ ФЛОРА ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА: «ОТРАБОТКА мЕТОДИКИ СБОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕСЕННЕЦВЕТУЩИХ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ окрестностей гОРОДА СЫКТЫВКАРА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ».

Практическая отработка туристских и экспедиционных навыков организации быта в полевых условиях, развитие умений научных наблюдений в природе и отработки навыка отображения событий в полевых дневниках.

В середине апреля, пятница, суббота, воскресение 18 учебных часов.

РАСПОРЯДОК ДНЯ в ТРЁХДНЕВНОМ ПОХОДЕ.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Подготовка к выходу: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.

Выход на маршрут (с территории образовательного учреждения). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Третий переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.

Первый переход после обеденного привала, первый привал. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Дальнейшее движение по маршруту к месту ночного бивака. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Прибытие к месту ночёвки. Всего на маршруте – 6 часов. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.

Подготовка к ночлегу. Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Организация работ по приготовлению ужина. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Санитарно - гигиенические мероприятия на биваке: умывание, мытье ног, применение репелентов, дезодорантов, санитарный контроль. Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды (на ночь и на утро), приготовление продуктов на утро. Отбой. Особенности организации ночлега в населенных пунктах.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Обращение с рюкзаком. Проверка наличия и готовности членов группы (одежда, обувь, снаряжение, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о планах на предстоящий день. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о выходе группы и самочувствии детей. Выход на маршрут (с территории ночного бивака). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Третий переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.

Первый переход после обеденного привала, первый привал. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Дальнейшее движение по маршруту к месту ночного бивака. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Прибытие к месту ночёвки. Всего на маршруте – 6 часов. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.

Подготовка к ночлегу. Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Организация работ по приготовлению ужина. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Санитарно - гигиенические мероприятия на биваке: умывание, мытье ног, применение репелентов, дезодорантов, санитарный контроль. Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды (на ночь и на утро), приготовление продуктов на утро. Отбой. Особенности организации ночлега в поле (в лесу).

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Обращение с рюкзаком. Проверка наличия и готовности членов группы (одежда, обувь, снаряжение, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о планах на предстоящий день. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о выходе группы и самочувствии детей. Выход на маршрут (с территории ночного бивака). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Третий переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.

Переход после обеденного привала, конечный пункт (территория образовательного учреждения). Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Обращение с рюкзаком на маршруте. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Всего на маршруте – 4 часа 45 минут.

Подведение итогов похода (1 час 15 минут) - в классе, расположенном на территории образовательного учреждения. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Отчет руководителя. Первичная обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Сбор, распаковка, ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Составление педагогического и финансового отчета. Итого за день – 6 часов.

ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 61 (3 часа).

ТЕМА 5.2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ с помощью СУБД «ACCESS-FLORKA» УВК «BIOM» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИсследоваТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, КУЛЬТИВИРУЕМЫХ В ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОМ ПАРКЕ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»».

Теория (1 час). РАСТЕНИЯ В ЭКСПОЗИЦИЯХ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ И ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ: ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОСТАВ (дикорастущие виды и культивары), НОМЕНКЛАТУРА, СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БОТАНИЧЕСКИХ САДАХ И ДЕНДРОПАРКАХ: НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ. Требования к определению и этикетированию. Этикетки для растений экспозиционной зоны. БАЗЫ ДАННЫХ О РАСТЕНИЯХ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ И КУЛЬТИВИРУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ. Основные сведения о растении, указываемые на этикетке. ТАКСОНОМИЯ. РЕВИЗИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ РАСТЕНИЙ. Использование справочной системы «SALIX» для определения современных названий дикорастущих сосудистых растений флоры Республики Коми. Использование справочников и энциклопедий по декоративному цветоводству для определения современных названий декоративных растений открытого и закрытого грунта. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» для быстрого поиска информации о таксономическом (систематическом) положении растений и других живых объектов в единой системе живого по их латинскому наименованию. Указание Центра таксономического разнообразия рода и места происхождения вида (графического изображения ареала вида, принадлежности к соответствующей флористической провинции, области и царству). Исследовательские работы по установлению Центров таксономического разнообразия родов и мест происхождения видов растений, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛОВ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДЕНДРАРИЯ (ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ), КОМНАТНЫХ И ОРАНЖЕРЕЙНЫХ РАСТЕНИЙ (ЗАКРЫТЫЙ ГРУНТ) ДЕНДРОПАРКА ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

Темы работ в рамках исследования «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛОВ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДЕНДРАРИЯ (ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ), КОМНАТНЫХ И ОРАНЖЕРЕЙНЫХ РАСТЕНИЙ (ЗАКРЫТЫЙ ГРУНТ) ДЕНДРОПАРКА ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр».

  1. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов нецветковых сосудистых растений ОТДЕЛА МОХОВИДНЫЕ (BRYOPHYTA), ОТДЕЛА ПЛАУНОВИДНЫЕ (LYCOPODIOPHYTA), ОТДЕЛА ХВОЩЕВИДНЫЕ (EQUISETOPHYTA), ОТДЕЛА ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (POLYPODIOPHYTA) и ОТДЕЛА ГОЛОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ СОСНОВЫЕ (GYMNOSPERMAE, PINOPHYTA) из коллекции комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  2. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассов магнолииды (Magnoliidae) и ранункулиды (Ranunculidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  3. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА кариофиллиды (Caryophyllidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  4. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА дилленииды (Dilleniidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  5. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА розиды (Rosidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  6. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА гамамелидиды (Hamamelididae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  7. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА астериды (Asteridae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые.

  8. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассОВ алисматиды (Alismatidae) и арециды (Arecidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

  9. Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА лилииды (Liliidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

Практика (2 часа). Под руководством педагога обучающиеся выполняют работы по созданию базы данных по дикорастущим и культивируемым растениям дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в рамках выбранной темы. Используется БАЗА ДАННЫХ «FLORKA» УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «BIOM» (E-mail: biom@narod.ru. авторы базы данных: Н. Степанова, С. Полуэктов, E-mail: ny_stepanova@mail.ru., дата выпуска: 12.11.2006., версия 1.1., Дизайн и программирование: УВБК "Biom", (www.biom.narod.ru , тхническая поддержка: biom@narod.ru , s_poluekt@mail.ru.). База данных создана с помощью СУБД Access 2000 и является релятивной. Структурированная информация хранится в электронных таблицах, которые связаны друг с другом ключевыми полями. На основе таблиц созданы пользовательские приложения, состоящее из форм, запросов и отчетов, которые позволяют работать с базой данных пользователю любого уровня подготовки. База данных включает в себя несколько режимов работы: первый режим - это ввод и редактирование данных, второй - просмотр данных, третий - поиск нужной информации в базе, четвертый – вывод результатов по определенным параметрам. Ввод и редактирование данных производится с помощью соответствующих форм, причем большая часть информации вводится с использованием функции "выбор из списка", что позволяет уменьшить количество случайных ошибок ввода. В основу схемы базы данных положена структура, состоящая из следующих блоков:

Блок видового состава флоры, который содержит следующую информацию о виде: латинское название и его синонимы, русское название и его синоним; систематическая иерархия (семейство - род - вид - внутривидовые таксоны); для редких видов – статус охраны на территории России, Московской, Калужской, Рязанской и Тульской областей; аннотация; обилие вида на территории флоры; отношение к флористическому району (аборигенный, заносный, культивируемый); для заносных видов – тип проникновения на территорию флоры и характер натурализации; фотографии и другие графические изображения вида; наличие гербария;

Блок работы с гербарием, который включает все параметры стандартной ботанической этикетки, а так же возможность организации хранения, систематизации и поиска гербарных листов (по системе Энглера), кроме этого, можно проводить вывод на печать или в файл различных отчетов и списков.

Статистический блок, позволяющий с помощью запросов и отчетов проводить начальный анализ флоры изучаемой территории.

В компьютерном классе учащиеся просматривают ранее собранный гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в соответствии с персональной темой исследовательской работы. Определяют таксономическую принадлежность растений, если это не было сделано ранее. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») недостающие тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Находят в ресурсах ИНТЕРНЕТ дополнительную информацию о растениях, копируют её, обрабатывают и распределяют обработанную информацию по папкам. Устанавливают на компьютеры СУБД «ACCESS-FLORKA». Приступают к введению в базу данных информации по теме своей исследовательской работы. Запускают СУБД «ACCESS-FLORKA» (все предупреждения системы безопасности игнорируются, ответить «нет», «да», «открыть»). Нажатием кнопки «ВХОД» входят в БД. Нажатием кнопки «ВВОД ДАННЫХ» входят в режим ввода данных. Для редактирования списка видов входят в режим редактирова ния видов через нажатие кнопки «ВИД». Нажатием кнопки «РЕДАКТИРОВАТЬ/ДОБАВИТЬ ВИД В СПИСОК» входят в режим добавления установленных ими в ходе исследования видов в базу данных. Первая форма заполняется по образцу. Для оформления второй и последующих форм используется переключатель «ЗАПИСЬ», расположенный в правом нижнем углу формы. Для добавления фотографий используют переключатель «ДОБАВИТЬ ФОТО» (для этого тематические папки для хранения фотографий копируются в папку с установленными в систему файлами БД «ФЛОРКА» и используют процедуру связывания фотографий формы «ДОБАВИТЬ ФОТО»). Одновременно можно перейти к добавлению в БД нового рода и семейства, используя переключатели «ДОБАВИТЬ РОД», «ДОБАВИТЬ СЕМЕЙСТВО». В графы «СИНОНИМ ЛАТ.1» (печатается в отчётах) «СИНОНИМ ЛАТ.2» (не печатается в отчётах) вносятся латинские синонимы названия вида. В графу «СИНОНИМ РУССК,» вносится русское название вида растения. Для установления современного названия вида флоры Республики Коми и его синонимов используется информационная система «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН, для других – виртуальная (онлайновая) поисковая система «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» в ИНТЕРНЕТ (Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/ )

ЭЛЕКТРОННЫЙ СПРАВОЧНИК «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН Справочник работает в интерактивном режиме и представляет собой интерфейс к базе данных, составленной на основе учебного пособия Б.И.Груздев, В.А.Мартыненко, В.М.Тарбаева "Современная номенклатура сосудистых растений европейского Северо-Востока России". Программа позволяет осуществлять поиск названий растений как по русскому, так и по латинскому написанию. Окно программы находится в режиме "всегда впереди", то есть поверх остальных окон, независимо от активности. При составлении флористических списков обеспечен быстрый и оперативный доступ к информации, размещенной в базе данных. В электронном справочнике приведено 1300 видов сосудистых растений региональной флоры из 477 родов и 111 семейств. Структура списка родов и видов в электронном справочнике соответствует структуре в учебном пособии "Современная номенклатура сосудистых растений европейского Северо-Востока России".

ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. [ВЕБ-САЙТ]. - Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/ Быстрый поиск информации о таксономическом (систематическом) положении растений и других живых объектов в единой системе живого по их латинскому наименованию.

Все виды инорайонных флор, которые культивируются в дендрологических парках и ботанических садах, относятся к адвентивным (заносным) видам. Для них указываются способы проникновения адвентивного вида. Для большинства – «Агрофитов» - это третий способ «В культуре, высажен человеком и поддерживается искусственно». Для идентификации других способов – «Ксенофит», «Эргазиофит», «Ксеноэргазиофит» - используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной против графы «Проникновение адвент.:». Для заносных видов, успешно произрастающих в природе без вмешательства человека, указывается степень их натурализации: «Эфемерофит», «Колонофит», «Эпекофит», «Агрофит». Для идентификации степени натурализации используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной на против графы «Натурализация адвент.:». в графе «АННОТАЦИЯ» указывается следующая информация: латинское видовое название, например Abies sibirica Ledeb. Русское видовое название, например Пихта сибирская. Таксономический класс по-латыни и по-русски, например Класс PinopsidaХвойные. Таксономическое семейство по-латыни и по-русски, например Сем. Pinaceae Lindl. – Сосновые. Природная географическая зона, например - Таежная зона. Широтная географическая группа, например Бореальный вид. Долготная географическая группа, например - Преимущественно сибирский вид. Экологическая эдафическая группа, например Мезофит. Эколого-ценотические группы, в которых вид существует, например - Леса. Жизненная форма, например - Древесное растение. Хозяйственное использование, например - Лекарственное. Техническое. ЦЕНТР ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДА (устанавливается по ареалу) и ЦЕНТР ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ РОДА (т.е. ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО, ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ, ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ).

ЗАНЯТИЕ 62 (3 часа).

ТЕМА 5.2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ с помощью СУБД «ACCESS-FLORKA» УВК «BIOM» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИсследоваТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, КУЛЬТИВИРУЕМЫХ В ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОМ ПАРКЕ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»».

Практика (3 часа). Под руководством педагога обучающиеся продолжают и завершают работу по созданию базы данных по дикорастущим и культивируемым растениям дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в рамках выбранной темы. Используется БАЗА ДАННЫХ «FLORKA» УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «BIOM» (E-mail: biom@narod.ru.) Авторы базы данных: Н. Степанова, С. Полуэктов, E-mail: ny_stepanova@mail.ru., дата выпуска: 12.11.2006., версия 1.1., Дизайн и программирование: УВБК "Biom", (www.biom.narod.ru , тхническая поддержка: biom@narod.ru , s_poluekt@mail.ru ). Функциональные возможности БД. Хранение информации в форме базы данных позволяет оперативно вносить новые данные и значительно упрощает проведение анализа флоры, а так же импортировать эту информацию в формат текста, облегчая подготовку публикации данных. В общем случае база данных позволяет решать следующие функциональные задачи:

-хранение информации о видах флоры, их систематической, флоргенетической, экологической и др. характеристиках;

-формирование аннотированного списка флоры и подготовка его к публикации;

-полуавтоматическое (нажатием соответствующей кнопки) нахождение вносимых в БД видов на наличие их в списках Красных книг Российской Федерации;

-хранить и просматривать изображения растений (фотографии, рисунки, другую графическую и мультимедийную информацию о виде);

-хранить и обрабатывать информацию о гербарных сборах, фамилиях сборщиков и т.д., в полуавтоматическом режиме формировать и распечатывать гербарные этикетки;

-оперативно получать статистическую информацию: количество видов, родов, семейств, 10 ведущих семейств и родов, др. количественную информацию, конвертировать ее в формат электронных таблиц (например Exel) для последующего анализа;

-производить быстрый поиск и выборку данных в БД по различным параметрам;

-проводить первичную подготовку публикаций на бумажных носителях различных выборок данных;

-публиковать в сети Internet и пересылать по электронной почте различные данные, хранящиеся в БД.

Нажатием кнопки «РЕДАКТИРОВАТЬ/ДОБАВИТЬ ВИД В СПИСОК» входят в режим добавления установленных ими в ходе исследования видов в базу данных. Первая форма заполняется по образцу. Для оформления второй и последующих форм используется переключатель «ЗАПИСЬ», расположенный в правом нижнем углу формы. Для добавления фотографий используют переключатель «ДОБАВИТЬ ФОТО» (для этого тематические папки для хранения фотографий копируются в папку с установленными в систему файлами БД «ФЛОРКА» и используют процедуру связывания фотографий формы «ДОБАВИТЬ ФОТО»). Одновременно можно перейти к добавлению в БД нового рода и семейства, используя переключатели «ДОБАВИТЬ РОД», «ДОБАВИТЬ СЕМЕЙСТВО». В графы «СИНОНИМ ЛАТ.1» (печатается в отчётах) «СИНОНИМ ЛАТ.2» (не печатается в отчётах) вносятся латинские синонимы названия вида. В графу «СИНОНИМ РУССК,» вносится русское название вида растения. Для установления современного названия вида флоры Республики Коми и его синонимов используется информационная система «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН, для других – виртуальная (онлайновая) поисковая система «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» в ИНТЕРНЕТ (Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/ ). Все виды инорайонных флор, которые культивируются в дендрологических парках и ботанических садах, относятся к адвентивным (заносным) видам. Для них указываются способы проникновения адвентивного вида. Для большинства – «Агрофитов» - это третий способ «В культуре, высажен человеком и поддерживается искусственно». Для идентификации других способов – «Ксенофит», «Эргазиофит», «Ксеноэргазиофит» - используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной против графы «Проникновение адвент.:». Для заносных видов, успешно произрастающих в природе без вмешательства человека, указывается степень их натурализации: «Эфемерофит», «Колонофит», «Эпекофит», «Агрофит». Для идентификации степени натурализации используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной на против графы «Натурализация адвент.:». в графе «АННОТАЦИЯ» указывается следующая информация: латинское видовое название, например Abies sibirica Ledeb. Русское видовое название, например Пихта сибирская. Таксономический класс по-латыни и по-русски, например Класс PinopsidaХвойные. Таксономическое семейство по-латыни и по-русски, например Сем. Pinaceae Lindl. – Сосновые. Природная географическая зона, например - Таежная зона. Широтная географическая группа, например Бореальный вид. Долготная географическая группа, например - Преимущественно сибирский вид. Экологическая эдафическая группа, например Мезофит. Сообщества, в которых вид существует, например - Леса. Жизненная форма, например - Древесное растение. Хозяйственное использование, например - Лекарственное. Техническое. ЦЕНТР ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДА (устанавливается по ареалу) и ЦЕНТР ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ РОДА (т.е. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ). По окончанию работы каждый обучающийся демонстрирует педагогу умение формировать запрос и получение информации в базе данных. Педагог оценивает качество функционирования базы данных у каждого обучающегося и их умение правильно создавать запросы и получать отчёты в СУБД «ACCESS-FLORKA».

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 63 (3 часа).