logo
Концепции современного естествознания

Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта

Часто в естественноисторическом знании требуется собственно историческое объяснение. Предметы мысли в геологии, палеологии и других естественных дисциплинах, тем более в социально-исторических науках, отражают исторически развивающиеся объекты и требуют специального методологического режима, существенно отличающегося от гипотетико-дедуктивного и конструктивно-генетического. В таких случаях теоретическое воспроизведение предмета мысли опирается на исторический и логический методы в их взаимосвязи.

Исторический метод предполагает понятийное представление конкретного исторического процесса развития исследуемого предмета. Специфичность объекта исследования понимается как особенности его исторической эволюции и предполагает выявление хронологически определенных, относительно устойчивых состояний, выявление необходимости как господствующей тенденции во множестве случайных событий. Исторический метод организации знания нередко сочетается с генетическим объяснением, потребность в котором неустранима в случае проблем генезиса исследуемого явления.

Логическая конструкция теоретического знания об исторически эволюционирующем объекте понимается как воспроизведение исторического процесса в абстрактной, систематической, теоретически последовательной форме. Исторический процесс в этом случае предстает как некий устойчивый результат или набор необходимых и достаточных условий для формирования некоторого этапа, периода и пр. формаций, цивилизаций или других системных образований истории.

Нередко временная последовательность не конституирует содержание теории исторического явления, где логическая структура исторического содержания исключает те направления исторической эволюции, которые поняты как случайные, малосущественные, тупиковые, но систематически воспроизводит необходимое и закономерное в исторической эволюции предмета мысли. Логическое в историческом методе не тождественно дедуктивному или индуктивному логическому следованию.

Важна логическая культура в целом, т.е. способность к ясному, точному и непротиворечивому мышлению, мышлению в режиме «достаточных оснований», мышлению, не теряющему свой предмет. Ясно, что в этом случае приоритетом обладают содержательно-интуитивные аспекты мышления, и логический метод реализуется в содержательном поле генетического и исторического анализа развивающихся явлений и событий.

Рассмотренные методы и формы теоретического знания не гарантируют, конечно, генерирования новых идей и установления новых законов, но в целом ориентируют исследователя, обеспечивая осмысленный, развивающийся на собственной основе познавательный процесс, служат методологической опорой свободному творческому поиску в науке. Методологический «посох» не гарантирует ни ровной дороги, ни «земли обетованной», но с ним легче идти по неровной и малознакомой дороге научного познания.