logo
Концепции современного естествознания

Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека

Эволюционная теория изменила традиционные представления о происхождения человека. Согласно доэволюционной, а по существу религиозной модели общественного сознания человек был сотворен по образу и подобию божьему, то есть одним этим выделен из животного царства. Непременным условием существования человека прежнее мировоззрение выделяло обладание им нематериальной субстанцией – душой, какой не обладало кроме человека более ни одно живое существо. Приравняв человека к животным, Дарвин изменил взгляд как на неизменности человека, так и на наличие у него души. Он считал, что человека из живой природы выделяет наличие развитого – более, чем у животных – мозга. Характер эволюции человека он как раз и определял улучшением мозга и мышления, что выдвинуло человека из среды животных, позволив ему достигнуть главенствующего положения, хотя он не мог сравниться с более быстрыми, более сильными, более приспособленными к дикой жизни животными.

И до создания эволюционной теории схожесть человека и приматов отмечали античные ученые (Аристотель); индийские философские трактаты (Аюрведа); Карл Линней соотнес человека и высших обезьян, объединив их в один отряд, а Ламарк даже назвал, осторожно и гипотетически, обезьян возможными предками человека. Но Дарвин доказал единство происхождения, снабдив свою книгу сопоставлением общих признаков, и указал элементы эволюции – рука и мозг.

Основная идея книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» заключалась в том, что человек не плод отдельного акта творения, а результат исторического развития животного мира. Опираясь на данные сравнительной анатомии и эмбриологии, а также на результаты, хотя и очень скудные, палеонтологических находок, Дарвин убедительно доказал тесное родство человека с ныне живущими человекообразными обезьянами. В то же время он выдвинул принципиально важное положение о том, что ни одна современная обезьяна не может считаться предком человека. Для современной науки уже не является святотатством соотнесение человека с классом млекопитающих.

Наиболее существенные признаки, присущие как человеку, так и млекопитающим, – это млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком. И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходно осуществляются рост и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода, и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном.

Почти невозможно отличить зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. У эмбриона человека образуются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги и соответствующая сеть кровеносных сосудов, подобно тому, как это имеет место у древнейших акуловых рыб. В процессе эмбрионального развития у человека появляется, а затем исчезает ряд других подобных признаков, но некоторые из них сохраняются в виде рудиментов, указывая на явную связь с животным миром. К их числу относятся: копчик – остаток хвоста, выраженный в позвоночнике эмбриона в возрасте 1,5–3 месяцев внутриутробного развития, наружный волосяной покров, червеобразный отросток слепой кишки, подкожные мускулы, которые развиты у человека только на лице, и в виде рудимента имеется подкожная ушная мышца и др.

Атавизмы представляют собой признаки, отсутствующие у ближайших, но свойственные очень далеким предкам человека. Например, густой волосяной покров тела, появление дополнительных сосков у женщин и мужчин, случаи рождения людей с хвостом и др. Все эти факты в свое время дали основание Ч. Дарвину прийти к заключению, что человек и млекопитающие произошли от одного общего древнего предка.

По линии ближнего родства человек унаследовал от приматов такие черты, как широкие плечи и широкая плоская грудь, строение локтевого и запястного суставов, кистей рук и всего верхнего пояса, – те признаки, которые у обезьян возникли благодаря древесному образу жизни.

Способность к хватанию и противопоставление большого пальца остальным, выраженные у всех приматов, не только сохранились у человека, но и продолжали развиваться. Антропоиды способны использовать подходящие предметы в качестве «орудия» или «оружия» для достижения определенной цели, что послужило важнейшей предпосылкой возникновения трудовой деятельности человека.

Близость человека к антропоидам прослеживается и по другим особенностям, однако каждая из человекообразных обезьян обладает лишь некоторой совокупностью наиболее общих с человеком признаков. Например, по росту ближе всех к человеку стоят горилла, шимпанзе, орангутанг, по массе тела и длине конечностей – шимпанзе, по форме бедренных костей – гиббон, по строению костей таза, стоп и величине головного мозга – горилла и т.п.

Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия – такие, как вертикальное положение тела и способность выполнять разнообразные тонкие и высокоточные операции, гораздо больший объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза – площадь его поверхности, и, наконец, речь, которая свойственна только человеку.