logo
Концепции современного естествознания

Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки

Методические рекомендации: основная задача – осмыслить состояние, новейшие проблемы, парадоксы и перспективы развития современной науки, ее место и роль в современном противоречивом меняющемся мире, обратить внимание на специфичность наступающего нового этапа в понимании мира – постнеклассического, на противоречивость социокультурного аспекта развития современной науки. Кроме того, следует усвоить, что а) естествознание небезлико: его осуществляют личности; б) хотя естествознание непосредственно не затрагивает интересы политики и т.д., но опосредованно связано с ними, поэтому важную роль в науке играют этика ученых, свобода творчества и ответственность.

  1. Общие особенности и закономерности развития современного естествознания.

  2. Постнеклассический этап современной науки (опорные принципы, специфические формы организации, изменение социальной ориентации науки, наука как производительная и социальная сила).

  3. Методы и методология современной науки.

  4. Интеграция естественных, гуманитарных и технических наук.

  5. Научные революции XX в., наука и научно-техни­ческая революция второй половины XX – начала XXI вв.

  6. Трудности и парадоксы развития современной науки.

  7. Место российской науки в системе мировой науки и ее современные проблемы.

  8. Личность современного ученого и этика науки.

Доклады

- Неклассическая и постнеклассическая наука: специфика и взаимосвязь.

- Наука – социальная сила.

- Информационный взрыв, насыщение.

- Информационные технологии.

- Нанотехнологии.

- Современный ученый и ученый прошлого. Этика и ответственность.

Базовые понятия

Постнеклассическая наука. Научно-техническая революция. Информатика. Биотехнология. Наука как производительная и социальная сила. Интеграция, дифференциация наук. МНТК, НПО, НТО. Невидимые научные колледжи. Науковедение, наукометрия. Технологический переворот. Личность ученого. Типология ученых. Этика науки.

ЛИТЕРАТУРА

- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.–Краснодар, 2004.

- Войтов И.Г. История и философия науки. М., 2004.

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 24, 25.

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

- Дидык М.А., Ерыгин А.Н. Личность и культура в эпоху модернизации. Ростов н/Д, 2003.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов н/Д, 2004. Разд. II, гл. 10.

- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов н/Д, 2005.

- Краткий миг торжества. М.1989.

- Мир вокруг нас. М., 1983.

- Петров М.К. Социокультурные основания развития современной науки. М., 1992.

- Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4