logo
Концепции современного естествознания

Содержание понятия «чувственные данные»

Современные эпистемология для адекватного понимания специфики эмпирического познания практикует различие не менее трех качественно различных типа предметов, а именно:

1) объекты, «вещи как таковые», «вещи сами по себе» – автономные, объективно существующие материальные образования;

2) объекты, представленные (репрезентированные) чувственным образом – так называемые «чувственные объекты» (чувственные данные);

3) эмпирические объекты – абстрактные объекты, образующие предмет эмпирического познания.

Ясно, что сознание, формируя содержание чувственных данных познания, опирается на перцепцию – чувственное отражение объектов, «вещей в себе» (И. Кант) сенсорными структурами восприятия. Но, как было установлено современной теорией восприятия, чувственная информация становится содержанием чувственных данных только пройдя через «фильтры» целевой установки субъекта восприятия. Целевая установка, которая может быть как познавательной, так и утилитарно-практической, определяет существенное и выбраковывает несущественное для субъекта, и поэтому «чувственные объекты», чувственные данные – личностно выверенная, отфильтрованная информация о «вещи в себе». Избирательное отношение к внешней информации универсально для любой познавательной инициативы сознания, включая и обыденное познание. По мере усложнения познавательных процедур количество фильтрующих информацию элементов (конструкций сознания) существенно возрастает.

В случае эмпирического научного познания к ним относят не только познавательные и практические целевые установки, но и познавательные возможности, пределы рассудочного уровня сознания, требования языка науки, отражающего содержание и объем научного знания о предмете, объяснительные возможности существующих теорий исследуемого класса объектов. Эмпирическое знание, таким образом, неверно было бы представлять как непосредственное описание действительности. На эмпирическом уровне знание может быть определенно как систематизированное множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах, лишь опосредованно отражающих действительность «саму по себе». Так, например, высказывание: «Сейчас прохладно – всего +8 °С» не есть непосредственное наблюдение за термометром, в котором «красный столбик поравнялся с красной цифрой 8». Данное высказывание – содержательная интерпретация непосредственного наблюдения, основанная на, пусть поверхностном, но знании некоторой теории, эмпирический инструментарий которой включает термометр.

Итак, чувственное и эмпирическое близки по содержанию, но, опираясь на различные онтологии, осуществляются в качественно различных формах: онтологический список чувственного познания образует, часто хаотичное, множество чувственных образов; онтологическое множество эмпирического познания – систематизированное множество эмпирических высказываний. Между множествами разнокачественной природы неправомерно устанавливать логические отношения выводимости или сводимости – например, понимать эмпирическое знание как результат логического обобщения данных наблюдений и экспериментов. К сожалению, такое «линейное понимание» еще часто можно встретить в учебной литературе. Эмпирическое знание, скорее – выраженная понятийным дискурсом определенная логическая модель чувственного знания. Логическое моделирование предполагает представление (репрезентацию) чувственных данных в некотором специфическом, эмпирическом языке науки.

Обсуждение вопроса о специфике эмпирического и теоретического уровней научного знания, таким образом, всегда связанно с выявлением особенностей эмпирического и теоретического языка науки.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4