logo
Концепции современного естествознания

Причины и движущие силы антропосоциогенеза

Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека. Благодаря им организм древнего предка претерпел ряд морфофизиологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции рук и ног.

Любые морфологические изменения первопредков человека, как, впрочем, и других млекопитающих, проходили на фоне так называемых абиотических факторов.

Абиотические факторы генерировали мутации, способствовали интенсивной перекомбинации генофонда, давали материал для естественного отбора, повышали темпы видообразования. По мнению ученых, весьма благоприятными для антропогенеза стали условия в экваториальной зоне Восточной Африки: разломы земной коры, сейсмические процессы, выходы радиоактивных пластов, повышение радиационного фона, извержение вулканов. Такая обстановка наблюдалась в Олдувайском ущелье, где были обнаружены остатки homo habilis и результатов его деятельности. Т.е. общей предпосылкой антропосоциогенеза явилось длительное историческое развитие биосферы в ее единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими абиотическими системами.

Биологические предпосылки антропосоциогенеза состоят в том, что высшие человекообразные обезьяны – млекопитающие, приматы – обладают качествами самого широкого биологического значения: большой подвижностью, многообразием функций передних конечностей, развитием большого по размерам головного мозга, его высокой дифференциацией. Эти качества обеспечивают высокую организацию нервной системы. Основные пути перестройки телесной организации нашего предка в сторону очеловечивания – это прямохождение, развитие руки и мозга (гоминидная триада). Прямохождение высвобождало передние конечности, что явилось предпосылкой превращения их в руки – важный орган труда, изменение положения головы и глаз расширили поле зрения, увеличили зрительную информацию, обеспечили предпосылки для восприятия окружающего мира в конкретных образах.

Однако для объяснения антропогенеза вовсе недостаточно погружение только в биологию и физиологию млекопитающих, и открытия даже очень тонких биологических закономерностей недостаточно. Еще в «дарвиновском» девятнадцатом веке гуманитарии материалисты разработали концепцию качественного своеобразия антропогенеза, указав на его социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь.

Представление о том, что основной движущей силой антропогенеза явился труд, стало непротиворечивым продолжением историко-материалистической концепции об определяющей роли общественного труда, общественного производства в поступательном саморазвитии общества. С высоты этого методологического фундамента оказалось легко смотреть не только в будущее человечества, но и в далекое предцивилизационное прошлое. Помогли теоретикам и непосредственные наблюдения европейских путешественников.

Этнографические наблюдения и бытоописание социальных сообществ, находящихся на ранней, архаичной стадии развития, давали богатый материал для теоретических изысканий. Сумма анализируемых фактов подтвердила антропогенный потенциал архаичной трудовой деятельности, в процессе которой человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создать их.

Еще одна особенность «трудовой» деятельности фауны в том, что животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные нередко также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Трансформирующее воздействие животных на природный ландшафт не цель, а побочный результат инстинктивных технологий выживания. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор – труд – был специфичен только для эволюции человека. Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д.

Эксклюзивное антропное прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Интересно, что с точки зрения биологической эволюции прямохождение принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лишило подвижности крестец, что существенно затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато на весах антропогенеза освобождение рук для орудий труда перевешивает и компенсирует все физиологические неприятности, связанные с прямохождением.

Возникновение прямохождения, по мнению Ч. Дарвина, а затем и философов-материалистов, стало решающим шагом на пути от собственно природных предков к человеку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору.

Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению.

Самые примитивные орудия труда облегчают природную (животную) зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, придают новое содержание эволюционным процессам, созидают и мотивируют новаторские и креативные тенденции в работе мозга.

Развитие орудийной трудовой деятельности неминуемо приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе. С самого начала орудийная трудовая деятельность была социальным феноменом, труд был общественным, так как наши предки жили стадами.

Стадность предков человека развивалась в специфически антропное общественное поведение под воздействием особого фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда.

Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее осознавалась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

Взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс антропоморфоза и социального прогресса порождал сложную эволюционную динамику. Покоренная природная стихия огня сделала его простым орудием труда при включении в трудовые преобразовательные технологии. А уже обработанная и приготовленная на огне пища уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные мышцы, потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение огня помогало защищаться от холода и зверей.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни сообществом имелись большие возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны, очевидно, с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств – это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом – он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

Эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Все усложнявшиеся трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.

Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.

Итак, движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).