logo
Концепции современного естествознания

Предметность и объективность научного знания

Любой теоретический конструкт, будь то начальная идеализация или развитое теоретическое построение, сложноструктурированная система абстрактных структур, нуждается в некотором, хотя бы интуитивно содержательном, обосновании их эффективности. В эпистемологии были предложены два способа обоснования реальной ценности «чистых сущностей» теории, которые вслед за А. Эйнштейном получили название «внешнего» и «внутреннего» оправдания абстрактных элементов научных теорий. Внешнее оправдание идеальных продуктов теоретического разума находят в их адаптивно-практической полезности, в возможности найти адаптивно-полезную эмпирическую интерпретацию, а значит, и способ применения теоретической конструкции. Эпистемологические традиции эмпиризма и прагматизма разработали прагматическую концепцию теоретических построений, в которой заданы пусть и размытые, но существенные рамки для абсолютной свободы разума от экзистенциальных предпосылок. Идеальные объекты находят и «внутреннее» оправдание, т.е. они оправданы как ответы на потребности самой теории: они способны быть скелетом внутренней гармонии теории, теоретическим субстратом, «телом» теории, залогом роста теоретического мира, основой внутренних стимулов совершенствования теоретических проектов, быть, так сказать, «дизайном интерьеров» теоретических построений.