logo
Концепции современного естествознания

Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании

В теории знания часто отмечается проблематичность измерительных процедур в социально-гуманитарных науках. Действительно, здесь, как правило, отсутствуют объективные, инструментальные средства и технологии для выявления количественных характеристик социально-истори­ческих, социально-психологических моральных и пр. гуманитарных проявлений человеческой активности, ценностных предпочтений, меры способностей и таланта, уровня мастерства и развития навыков и подобных, менее важных качеств. Принципиально непонятным является формирование онтологических предпосылок даже операции счета – способов однозначного различения дискретных элементов, образующих гуманитарные характеристики субъекта познания и деятельности, поскольку очевидно, что человеческая субъективность имеет континуальную природу. Количественный анализ существенно затруднен стихийными возмущениями, вызванными экспансией непредсказуемых и, видимо, неустранимых ценностных факторов: спорадическое возрождение религиозных, зачастую примитивно языческих представлений, рост современных мифологем и предрассудков обыденного сознания, влияние идеологических и корпоративных табу и пр.

Конечно, в социально-гуманитарной области всегда существовали и будут существовать количественные оценки (например, оценки «глубины знания студента» или «лекторского мастерства» преподавателя), но они не могут быть названы измерением в собственном точном смысле слова. Метрология, то есть наука о правилах и процедурах измерения требует понимать измерение как сравнение некоторой величины с тем или иным значением принятого эталона (единицы измерения), которое осуществляется в режиме приемлемой физической, технической и пр. алгоритмизированной процедуры. Только измерение метрологической выверенной формы может дать точный количественный результат.