Предшественники человека
К настоящему времени известно несколько десятков ископаемых форм, которые можно считать более или менее близкими предками человека. В то же время общепринятой единой и законченной палеонтологической теории антропогенеза до сих не существует. Подобная «незаконченность» характерна для всех отраслей естествознания, но именно в обозначенной области, явно излишне идеологизированной – концептуальные пробелы воспринимаются очень болезненно. У этого состояния несколько причин. Одина из главных в том, что сама научная палеонтология очень молода, а ее, т.е. кадровый, потенциал очень малочисленнен. При этом, результат исследования не так связан с усердием, как в других науках. К сожалению, слишком велико значение удачи и случайности. Ведь сам объект поиска чудовищно распылен в географическом пространстве, а прогнозируемые объем и количество артефактов ничтожно малы. Кроме того, временная бездна, отделяющая современный палеонтологический научный поиск от его предмета, включает в себя многочисленные разрушительные катаклизмы колоссального масштаба и объема, неоднократно трансформировавшие био- и геооболочки Земли. Вследствие этого палеонтологическая летопись характеризуется пробелами, касающимися эволюционной истории не только приматов, но и других групп растительного и животного мира.
Однако, несмотря на обозначенные проблемы, современная антропология может предложить определенную содержательную схему, с которой согласны большинство исследователей.
Древнейшими общими предками и человека и человекообразных обезьян давно принято считать парапитеков – малоспециализированных высших обезьян, которые вели как древесный, так и наземный образ жизни. Парапитеки являются прямыми предками плиопитеков – предков гиббонов и орангутангов и т.н. проконсула – общего предка шимпанзе и гориллы. Древнейшими прямыми предками человека являются две связанные эволюционным родством группы древесных обезьян. Это дриопитеки, жившие, как теперь полагают, по всей Евразии от 20 до 80 млн лет назад, и произошедшие, по-видимому, от них около 14 млн лет назад рамапитеки, которые отличались от дриопитеков строением зубов, челюстей и отчасти нижних конечностей, напоминавших соответствующие элементы скелета человека.
Современная наука, бесспорно, подтверждает генетическую близость человека с обезьянами и может даже определить примерное время расхождения их эволюционных путей, так как скорость изменения генов за счет их мутаций есть величина постоянная на протяжении долгих периодов времени. Исследования молекулярных структур и хромосом человека и обезьяны показали, что общий предок современного человека и шимпанзе существовал более 5 млн лет назад.
Следующий этап антропогенеза – появление первых представителей семейства гоминид, к которым относится и современный человек. Наиболее древние представители этого семейства, конечно, еще мало напоминали людей. Это были формы, переходные между обезьянами и людьми. Они обитали 10–12 млн лет назад, имели рост 120–140 см, массу 20–40 кг и объем черепной коробки 600 см3. Эти формы обладали прямохождением и, судя по строению зубов, могли употреблять в пищу мясо. К данной группе относят несколько видов австралопитеков.
В 1960 г. (в Танзании) английский антрополог Л. Лики нашел череп существа, уже более близкого к человеку, чем предшествующие формы. Возраст его был определен в 2 млн лет. На основании изучения черепа предположено, что рост существа был равен 120 см, объем головного мозга – около 650 см. Первый палец его стопы уже не был отведен в сторону. Это, со всей очевидностью указывало на полное завершение прямохождения. В строении кисти существа сочетались как примитивные (обезьяньи), так и прогрессивные (человеческие) черты.
Поскольку вместе с костными остатками были обнаружены грубые галечные орудия и расколотые кости, то Л. Лики заключил, что существо и было творцом найденных орудий. Чтобы подчеркнуть способность существа изготовлять простейшие орудия, Л. Лики назвал eгo Homo habilis (человек умелый).
Итак, палеонтологические данные говорят о том, что непосредственными животными предками человека служат австралопитеки, являвшиеся высокоразвитыми двуногими обезьяноподобными существами. Коренные и передние зубы были человеческими по форме, а тазобедренные кости имели то же строение, что и аналогичные кости человека. Предполагают, что двуногость развивалась в результате естественного отбора в связи с жизнью австралопитеков на открытой равнине или по краям лесов на протяжении нескольких миллионов лет. Прямым следствием прямохождения стало развитие хватательных движений при использовании рук.
Австралопитеки, совершенно очевидно, уже пересекли границы звериной сущности. Можно сказать, что они уже не были обезьянами, но они еще не были и людьми. По-видимому, одна из форм австралопитеков дала начало эволюционной ветви, приведшей к древнейшим людям.
Среди нескольких видов австралопитеков наиболее вероятным кандидатом в предки современному человеку считается так называемый африканский австралопитек, останки которого были обнаружены в Эфиопии. И еще раз напомним, что африканского австралопитека также называют человеком умелым (Homo habilis), поскольку вместе с ним было найдено большое количество примитивных каменных орудий. В современной антропологии распространено мнение, что Homo habilis появился примерно 2 млн лет назад. Существует также точка зрения, согласно которой возраст человека значительно больше – порядка 3,5 млн лет. А обозначенная выше цифра в 5 млн лет отражает не фактический материал палеонтологии, а ретропрогноз теоретиков генного анализа. Поэтому подчеркнем – граница между человеком и обезьяной проводится по наличию орудий труда.
Обезьяны, в том числе и высшие ныне существующие виды – горилла, шимпанзе и орангутанг, могут использовать примитивные орудия. Однако обезьяны применяют орудия только для достижения сиюминутных целей и заранее никогда не изготавливают.
Поэтому человек умелый, который заранее изготовил нечто отсутствующее в природе для удовлетворения своих нужд, сделал важнейший шаг к превращению в человека. Изготовление и применение орудий труда развивает и закрепляет определенные навыки и способ мышления. Поэтому возникновение и развитие труда оказало огромное влияние на ход антропогенеза.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77