logo
Концепции современного естествознания

Постнеклассический этап в развитии естествознания

Постнеклассический этап развития науки начался в 70-х гг. XX в. и продолжается поныне. Постнеклассическая наука связана со вторым (современным) периодом научно-технической революции, т.е. современного глобального технологического переворота. Современная наука находится в состоянии своего интенсивного развития, что накладывает отпечаток как на ее саму, так и на все ее социальные последствия в современном взаимосвязанном, но противоречивом человеческом мире.

Постнеклассическое состояние3 характерно не только для естественных, технических наук, но и для социально-гуманитарного и философского познания.

Постнеклассический этап в развитии науки связан с так называемой компьютерной революцией, с компьютеризацией и интернетизацией науки, т.е. с качественным преобразованием системы хранения, использования, трансляции и получения знаний, во все большем применении комплексного подхода в решении научных задач.

Открытие и использование генных технологий на основе использования методов молекулярной биологии и генетики, конструирование генов, ранее не имевших места в природе, разработка методов клонирования.

Возникновение эволюционной химии в результате внедрения эволюционных идей в химические исследования, объяснение процесса самопроизвольного восхождения (помимо вмешательства человека) от низших химических систем к высшим.

Возрастание уровня абстрактности и сложности научных исследований в результате интенсивной математизации науки. Вследствие этого возникли такие новые теории, как электрослабая теория, квантовая хромодинамика, «теория великого объединения», суперсимметричные теории, а также наметился так называемый «кризис» (гносеологический) физики элементарных частиц. (Сравни с «кризисом» в физике в период новейшей революции в естествознании конца XIX – начала XX вв.)

В результате развития целого комплекса наук на новый уровень поднялось создание вычислительной техники: нейро-компьютеры с возможностью самообучения при решении сложных задач; нечеткие компьютеры в результате создания в начале XXI века теории нечетких множеств; появление высокоэффективных экспертных систем; открытия в области нанотехнологий, что создало основу проектирования искусственного интеллекта. Все шире в науке применяется математическое моделирование, так как объектами науки становятся системы, с которыми невозможно традиционное экспериментирование.

Объектами исследования становятся такие сложные и уникальные системы (в том числе и в обществознании), для которых характерна открытость и саморазвитие, бифуркационное состояние (по И. Пригожину) и в которые включен человек: человекоразмерные комплексы, медико-биологиче­ские, экологические, человеко-машинные, биотехнологические и др., включающие в себя системы информационные и элементы искусственного интеллекта. Отмеченное связано с учетом и решением новых этических проблем.

Идет процесс объединения идей системного, синергетического и эволюционного подходов с целью построения единой общенаучной картины мира (несмотря на бытующие в некоторых школах западной философии противоположные идеи, в том числе и отсутствия единства истории общества). Указанное ведет к возрастанию интеграции, синтеза наук.

Наряду с принципом универсального эволюционизма в науке возрастает роль и значение теории самоорганизации – синергетики. Эта наука изучает согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных макросистемах различной природы (в том числе и в обществе, но в несколько ограниченном плане), рождение порядка, самоорганизации из хаоса.

Возросло значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как естественнонаучное обоснование принципа универсального эволюционизма и путей радикального решения человечеством глобальных экологических проблем.

В постнеклассической науке утверждается идея целостности бытия, на этой основе усиливается интеграция естественных и общественных наук, взаимопроникновение их методов, взаимосвязь предметов исследования (инженерная психология, экономическая кибернетика, техническая эстетика, этология, экология и т.д.). Отсюда обосновывается закономерность современной глобализации через многовариантность человеческой цивилизации, состоящей из многих, но взаимосвязанных составляющих (Восток – Запад, Север – Юг, евразийство).

Развивается идея коэволюции, т.е. глобального эволюционизма, взаимообусловленного, сопряженного изменения систем или элементов внутри целого (в том числе идея коэволюции человека, общества и природы (отечественные академики Н.Н. Моисеев, И.Т. Фролов), развертывание идей космизма, возрастание роли космосферного сознания.

В философии науки внимание обращается также на целый ряд других особенностей постнеклассического этапа развития науки: интертеория (радикальное исключение монополизма из концептуальной сферы); появление вычислительной науки; поворот от бытия к становлению систем (понимание неоднозначности онтологии вещности); идея симметрии (методы, принципы теоретико-группового, логико-алгебраического подхода в научном исследовании); идея топосов (замена плоского, линейного подхода к пониманию структуры материи, переход к схеме топосов с вариабельной структурой, где может быть «смешивание» частей и целого, внешнего и внутреннего, а не строго точечная структура); нелинейность (замена строго однозначных зависимостей случайными, переходящими, неопределенными: корпускулярно-волновой континуум, к примеру); конкретность – синхронизированность различных событий, порой кажущихся не связанными друг с другом; принцип дополнительности (кстати, в общем виде сформулирован еще Гегелем, а в XX в. – Н. Бором); релятивизм; холизм – интерпретация действительности как иерархии целостностей; антисозерцательность – оперативно-деятельностное начало; интегратизм; полифункциональность; прагматизм – инструментализм, неклассичность истины, активность познавателя; методологический плюрализм и гносеологический анархизм; персонализм – доктрина личности вообще и личности в науке как самотворящей стихии; феноменология – абстрактное моделирование, интенсивная теоретизация на субъективной основе; психологизм; конструктивизм, фанатизм, операционализм, интерсубъективность субъективных познавательных образов; модернизм и постмодернизм1.