logo
Концепции современного естествознания

Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания

Издревле известно стремление людей найти общие основания в окружающем их многообразии вещей и явлений. Для понимания особенностей становления знания в философии вводится категория бытия для обоснования того, что мир существует «здесь» и «сейчас», т.е. наличествует целостное единство бесконечного многообразия явлений и вещей.

В соответствии с многообразным характером целостного объективного мира выделяются основные формы бытия. Во-первых, бытие вещей (тел, предметов), явлений, процессов, которое, с одной стороны, отражается в бытии явлений, предметов, процессов, состояний природы как целого, и с другой – бытие вещей, предметов и процессов, произведенных посредством трудовой деятельности человека и составляющих «вторую природу», или мир человеческой культуры. Бытие природы является первичной объективной реальностью, не зависящей от человека. Бытие же «второй природы», или мира культуры, зависит от «первой природы», является результатом деятельности человека и имеет конкретно-исторический характер. Предметы «второй природы» выступают связующим звеном между бытием вещей «первой природы» и бытием человека.

Во-вторых, бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, представляющее диалектическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.

В-третьих, бытие духовного, идеального, подразделяющееся на индивидуализированное (субъективное) идеальное, т.е. сознание индивида, и объективированное идеальное, т.е. надындивидуальные (общественные) формы бытия духовного.

В-четвертых, бытие социального, подразделяющееся на индивидуальное социальное бытие (бытие отдельного человека в социальных статусах в историческом процессе) и собственно общественное бытие как сосуществование и взаимодействие общественных образований.

Разнообразие уровней и сфер бытия предопределяет понимание мира как целостной системы. Фундаментальное единство материального мира, взаимосвязь явлений природы являются объективной основой познаваемости мира. В течение многих веков человек выстраивал разветвленную систему достоверных, обобщенных и логически взаимосвязанных знаний о действительности – науку, главная цель которой заключается в том, чтобы объяснить все наблюдаемое разнообразие природных явлений и объединить его в целостную, логически непротиворечивую картину мира.

Под научной картиной мира понимается целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных научных понятий, принципов и методологических установок. Важно помнить, что картина мира – это не сам мир, а только представление о нем.

Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, мифологической, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории.

Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства обоснования и проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.

Основополагающие идеи, которые позволяют объяснить изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединительную, обобщающую роль в науке, называются научными концепциями.

По степени общности научная картина мира подразделяется на:

В рамках картин мира осуществляется систематизация знаний соответствующей науки (или группы наук) и является наглядным воплощением системы взаимодействующих элементов знаний – теорий (фундаментальных и прикладных), которые представляют собой развитые системы научных понятий и связей между ними, объясняющих известные научные факты. Картины мира обеспечивают целостность научной отрасли (науки), формируют методы научного познания и определяют стратегию научного поиска, ставят задачи эмпирических и теоретических исследований, наглядно отображают их результаты.

В процессе познания человек всегда выступает в двух ипостасях. С одной стороны, он является субъектом познания, т.е. активной стороной познавательного процесса – исследователем, и с другой – как природное существо он сам является объектом познания. Природа и человек, человеческое общество воспринимаются как два самостоятельных элемента реальности. В результате в науке выделяется две самостоятельные области знания:

  1. естествознание – естественные науки;

  2. социогуманитарное знание – гуманитарные и социальные науки;

  3. технознание – технические науки.

Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его естественном состоянии. В естественных науках объектами изучения являются все формы и структуры неживой и живой природы, в том числе биологические аспекты жизнедеятельности человека.

Объекты, которые традиционно исследовались естествознанием, в целом более просты в сравнении с теми объектами, которые лежат в сфере интересов социальных и гуманитарных наук.

Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках становятся наиболее сложные формы живой природы, так или иначе связанные с человеком: – человеческое сознание, творчество, общественные процессы и их развитие, а также идеальные системы, созданные человеком – например, исторические общности людей, социальные структуры, их отражение в сознании людей и т.п.

В результате различий объектов познания и относительно независимой эволюции естественные и социогуманитарные науки выработали собственные методы и достигли значительно различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух культур: естественнонаучной и гуманитарной.