Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
С точки зрения концепции космизации историю развития общества можно и нужно представлять не только как чисто социальный, но и как природно-социальный процесс. По мере того, как человек научается осваивать различные природные комплексы, он совершенствует свои производительные силы и свою социальную организацию. Вместе с тем развиваются и углубляются его познавательные способности и духовный мир. Суммируя и конкретизируя сказанное применительно к определенным этапам развития цивилизации, попытаемся наметить трехмерную графическую модель, выделив в качестве основных измерений модели социальное, гносеологическое, экологическое (см. рисунок).
Исходя из данной модели, закономерным видится переход к освоению космических природных комплексов. Ранее мы рассматривали версию К.Э. Циолковского, полагавшего, что выход в космос – закономерный этап развития любой цивилизации. На этом этапе сначала осваивается околозвездное пространство (окрестности центрального светила), к потребностям цивилизации приспосабливается среда этого пространства. А затем уже и сама цивилизация изменяет свою внутреннюю экологию, физически приспосабливаясь к условиям околозвездного (околосолнечного) космоса. Далее начинается этап распространения цивилизаций, как пишет К.Э. Циолковский, «по лицу Вселенной».
Наряду с такой версией развития цивилизаций, которой придерживаются многие ученые и писатели, занимающиеся космическими цивилизациями, есть и другие подходы. Например, версия о том, что цивилизация может развиваться по пути «внутренней Полинезии» – аналогично тому, как в условиях Земли по локальным, внутренним законам происходило развитие Полинезии, отрезанной огромными океанскими просторами от других частей света. Точно так же и цивилизация в целом могла бы развиваться не по экстенсивному пути, осваивая все новые масштабные природные комплексы и изобретая все новые средства перемещения, а по интенсивному пути обживания одного природного комплекса, совершенствуя свою культуру, познавательные способности, этические отношения и т. д. Очевидно, что и первая, и вторая версии развития цивилизации во многом моделируют так называемый западный и восточный пути социальной эволюции на Земле. Однако пока мы не можем ответить на вопрос: что заставит достаточно технологически развитую цивилизацию (на уровне освоения всего пространства собственной планеты) отказаться от экстенсивного пути? До сих пор человечество сталкивалось с давлением по меньшей мере такого фактора, как исчерпание тех природных запасов и ресурсов, с которых начато освоение данного природного комплекса, переходя от освоения естественных богатств средств существования к освоению естественных богатств труда (К. Маркс). Каждый раз это было связано с критическими экологическими ситуациями, экологическими кризисами. Можно упомянуть неолитический кризис (выбивание крупных животных и уничтожение их кормовой базы), поставивший на грань исчезновения самого человека. Только распространение агрокультурных технологий, зачатки которых к тому времени уже имелись, позволили выйти из первого в истории экологического и социально-экономического кризиса1.
Современные технологии значительно повысили производительность труда, открыли новые горизонты социального развития и освоения пространств Земли новыми методами. Агрокультурные технологии увеличивали удельные возможности (по отношению к осваиваемым пространствам) в десятки раз. Это была глубочайшая революция в истории человечества, ею, собственно, обусловлен переход к цивилизации.
Однако и агрокультурные технологии при значительном распространении рано или поздно стали приводить к новым экологическим сбоям и кризисным ситуациям. Распахивание и интенсивное использование земель, нерациональное использование пастбищ приводило к эрозии, засолению и, в конечном итоге, – опустыниванию обширных пространств Земли в наиболее благоприятных климатических зонах. Это привело к разорению, распаду многих агрокультурных цивилизаций. Здесь мы сталкиваемся со вторым, социально-экологическим, кризисом. Проблемы, связанные с ним, освещались уже во времена К. Маркса, который был знаком со многими из таких работ. Широко известно и его высказывание по поводу одной из известных работ: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...»1. Это высказывание следует понимать не только расширительно, а иметь в виду прежде всего аграрную культуру, культуру земледелия. Однако, если перенести его на индустриальную культуру, то смысл высказывания еще более усиливается.
Вот в связи с развитием индустриальной, производственно-промышленной культуры осуществляется выход уже не на локальные и региональные, а на глобальный экологический кризис, широко развернувшийся во второй половине XX в. Он обусловлен противоречивыми взаимоотношениями индустриальной цивилизации с природным миром Земли как целым. Над этими проблемами наиболее интенсивно начали работать в конце 60-х – начале 70-х гг. представители Римского клуба – неправительственной организации, имеющей солидные частные финансовые фонды, созданные несколькими корпорациями. Им и принадлежит приоритет в системной, межпредметной постановке и анализе глобальных проблем современности. Подготовлено более 15 докладов по заказу Римского клуба. В этих докладах были «проиграны» разные сценарии глобального развития и вынесены соответствующие рекомендации относительно большинства глобальных проблем.
Главные выводы говорят о том, что воздействие индустриальной цивилизации на биосферу по ряду показателей подошло к критическому уровню. Если не изменять систему взаимодействий цивилизации с природным миром, то это чревато в первую очередь необратимыми изменениями биосферы, ведущими к началу ее неизбежной гибели. В первой половине XXI в., если изменения не будут внесены, остановить процесс уже не удастся. Эти тревожные выводы и рекомендации были серьезно восприняты на Западе и критически – у нас.
В начале 70-х гг. экологическая обстановка в СССР была как минимум вдвое лучше, чем ныне. В это время СССР, по оценкам, давал не более 10% мировых экологических загрязнений, что было в 2 раза меньше в сравнении с США. С того времени на Западе произошло, во-первых, серьезное технологическое обновление, во-вторых, была принята система политических, экономических, правовых, мер, направленных на защиту природы и ее реконструкцию. Например, в США, в Западной Европе, Японии сформировались новые отрасли индустрии – экологические, резко возрос уровень капиталовложений на эти цели. В-третьих, часть экологически вредных производств была вынесена за пределы индустриального мира. Все это дало свои положительные результаты. Улучшено качество окружающей среды в регионах высокоиндустриального развития, восстановлено естественное состояние ряда крупных природных комплексов (например, Великих озер в США), отодвинута в другие регионы угроза экологической катастрофы.
В то же время в нашей стране экологическая ситуация значительно ухудшилась, возросло число претензий к нам и со стороны международного сообщества, выросла доля экологически вредных воздействий на планетарную сферу с нашей стороны. Все это требует комплекса мер, аналогичных тем, что уже в 80–90-е гг. XX в. были предприняты на Западе, однако эти меры запаздывают.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77