Научная картина мира
Предпосылочное знание, которое было охарактеризовано, существует в форме относительно самостоятельных ценностно-мировоззренческих принципов: идеологических, философских и т.д. Но существуют и интегральные сложноорганизованные основания – научная картина мира, стиль научного мышления и др. Любое предпосылочное знание реализуется в форме ценностных (социальных, культурно-исторических и пр.) установок сознания, задает формат деятельности субъекта научного познания.
В картине мира как основания научного познания мыслится не субъективно-индивидуальная, невоспроизводимая форма реализации познавательной деятельности, но исторически конкретная, особенная субъектность знания, обусловленная сформировавшимся социально-историческим контекстом деятельности (цивилизация, эпоха, страна). Этот определенный исторический контекст эпистемология выявляет, систематизирует, структурирует и понятийно представляет в терминах научной картины мира. Речь таким образом идет не об индивидуально неповторимом, а о характеристиках субъекта деятельности как индивида некоторой определенной культурно-исторической эпохи (общности), его типичных общезначимых, тиражированных в данном сообществе ценностно-культурных ориентирах.
Научная картина мира обычно понимается в эпистемологических исследованиях как интегральное понятие, образующее универсальную мировоззренческую основу научного познания. Оно формируется как результат спонтанного взаимодействия и взаимовлияния научных аксиологических, философских антропологических и обыденных представлений, как результат («твердый остаток») осмысления фундаментальных онтологических констант: природы, общества, человека как субъекта познания, его возможностей и пределов.
Научная картина мира реализуется как неявная составляющая исторически особенных форм познавательной деятельности и социальной практики той или иной эпохи, взятой во всем ее объеме. Как и любая другая познавательная форма, научная картина мира схематизирует и форматирует действительность, задает координаты существенного в действительности и таким образом ориентирует субъекта познания в онтологическом многообразии на основополагающие структурные связи действительности, адаптивно полезные субъекту данной исторической эпохи (общности).
Как и другие ценностно-мировоззренческие формы знания, картина мира представляется сложной для исследования в силу неявного характера своих проявлений в научном познании: существует в виде оговорок, необязательных замечаний в текстах, публичных и кулуарных обсуждениях общего характера, случайного, незапланированного фрагментарного обсуждения научного и методологического контекста некоторой теории и пр.
Специальные, методологические корректные усилия по экспликации содержания данного понятия стали предприниматься эпистемологическим сообществом только во второй половине ХХ в., но и теперь для многих научная картина мира слишком метафорична, чтобы занять свое понятийное место в структуре теории знания.
Представляется возможным рассмотреть противоположные позиции понятийного статуса картины мира как обладающей собственным специфическим содержанием в виде вопроса: «Понятие пока метафорично или же оно по природе своей метафора?». Действительно, должный логико-методологический анализ выявляет многозначность и философско-мировоззренческую неоднозначность (с точки зрения эпистемологии). Так, понятие «наука» для многих логико-методологических фундаменталистов применимо только к позитивной науке (естествознание и точные науки), но не к рефлексивному, гуманитарному знанию. Но тогда о какой «картине» может идти речь? Термин «картина» прочно связывается с чувственно-наглядным представлением. В лучшем случае «картина мира» может существовать только на общем интуитивно-содержательном уровне, недоступном для процедуры экспликации содержания данного понятия.
Историко-философские ретроспективы легко обнаружат понятие «мир» органично существующим в составе принципиально различных философских, научных, культурологических и прочих традиций.
М. Хайдеггером была предпринята серьезная попытка уточнить понятийное содержание термина «картина мира», но, по авторитетному мнению Л.А. Микешиной, успешная и плодотворная в общефилософском формате, она не имела видимых эпистемологических, специально-методологических продолжений, а также консенсуальной поддержки научного сообщества.
Сомнения в понятийном статусе научной картины мира и переход науки, а значит, и эпистемологической рефлексии в постнеклассический режим привели к тому, что в современной литературе появилась выраженная тенденция к вытеснению «картины» более нейтральными терминами: модель мира, интегральный образ, картина реальности, онтологическая схема. Познавательные доминанты постнеклассической науки (антропологизм, контекстуальность знания, экологическая и гуманистическая ценность научной информации и др.) значительно расширяют перечень вышеназванных понятий, замещающих метафоричную «картину мира».
В терминах «онтологической схемы» и пр. понятий данного ряда мыслятся как целое не только фундаментальные естественно-научные представления (взаимосвязь пространства и времени, каузальность разного режима, законы природы, дискретность и континуальность и пр.), но все чаще интегрируются антропологические и социально-культурные элементы: характеристики деятельности и коммуникации, познавательные инициативы, социо-культурные структуры и пр. элементы организации субъекта познавательной деятельности.
Эволюция «научной картины» к «онтологической схеме» обусловлена, видимо, двумя направлениями в развитии данной формы предпосылочного знания. Первое обстоятельство – объективная тенденция постнеклассической науки к образованию принципиально новых интегральных (синтетических) форм знания в условиях прогрессирующего роста междисциплинарных исследовательских проектов. Вторая тенденция проявляется в стремлении, изменяя лексику, осуществить содержательный переход от «картины мира» как эвристически полезного образа к органичной для развитой рефлексии логической (понятийной) форме знания, представляющей мир в его противоречивой субъект-объектной целостности.
В любом лексическом оформлении, в любом историческом режиме наглядности (от образцов и моделей до «операционной наглядности», введенной соотношениями конструктивных принципов и методологических алгоритмов в современных «интегральных схемах», исследовательских программах) научная картина мира принимается как мировоззренческий каркас научной работы, систематизирующий знание, задающий видение предмета, определяющий особенности научных фактов и организацию теоретических построений, исследовательских программ. В этом своем мировоззренческом качестве картина мира обеспечивает междисциплинарную трансляцию фундаментальных, креативных идей и принципов и является органичной (собственно научной) основой бурно растущей интеграции наук.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77