Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
В понятие Природы многие исследователи вкладывают зачастую разный и достаточно противоречивый смысл1. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дать некоторые пояснения тем составляющим этого емкого понятия, которые закрепились в современной научной и популярной литературе.
Необходимо расчленение термина «природа» на понятия: природа как сущность, природа как объект восприятия, природа как объект пользования и природа как среда.
В понятие сущности Природы предлагается вкладывать следующий смысл.
Природа как сущность – совокупность интегрированных законов, представляющих собой наблюдаемые разумом регулярности, которым следует материальный мир в пространстве-времени в непрерывном поиске более совершенных самоорганизованных структур, способных на определенных этапах провоцировать возникновение разумной самоорганизации. Последняя способна к познанию как Природы, так и самой себя. То есть в принятом представлении в науке – это весь мир во всем многообразии состояний и движений. Употребляется в одном ряду с понятиями «материя», «Универсум», «Вселенная». Таким образом, Природа (здесь мы отождествляем термин с именем собственным) есть неразрывное и бесконечное, всеобъемлющее и взаимопроникающее всё: микро-, мезо,- макро,- мега,- супермир2. Это Всё между Ничем и Всем, единение Начала и Конца, основанные на квантовой сущности материи, вещества, энергии, взаимодействия и информации в пространстве-времени.
В этом представлении «Природы» нет понятия конкретного объекта, а есть то, что представляет собой материально-пространственно-временное единство части и целого – континуум. Для него не существует миг, который можно остановить, изучить и относительно которого мы сможем сказать, что Мир прекрасен. В Природе все пронизано движением, обменом веществом, энергией и информацией. Она и любая ее часть подвержены самоорганизации, выравнивающей возмущающие факторы, стремящейся к состоянию динамического равновесия и… никогда не достигающей его равновесности. Природа превращает хаос в структурированную конструкцию, а порядок ниспровергает в хаос по основному ее свойству – самоорганизации. А мы заставляем себя (в который раз!) искать в ней Высшее Начало и смысл. Начало, которого нет, потому что этого начала никогда не существовало, поскольку смысл существования Природы заключен в законах сохранения, в непрерывности движения, изменения, взаимодействия, в её самоорганизации. Толчок, как спусковой механизм, как триггер, провоцирующий начало (извне), или как зарождение движения в природе не имеет смысла, поскольку является следствием непрерывных флуктуаций хаоса, не способного быть абсолютным, потому что перед нами распростёрт Мир, выросший из него. Хаос в критических состояниях всегда провоцирует бесконечные фазовые переходы материи и вещества: от беспорядочного к упорядоченному, структурному и пространственному состояниям материи и вещества, мерой изменчивости которых является время.
Природа – это не размытая поверхность осознания эфемерности объекта (с позиции квантовой механики), это нечто большее, к чему стремится человек, чтобы понять устройство мира. Это живое и неживое в единстве. Это отсутствие любых граничащих эффектов, поскольку они всегда временные. Это все, что заставляет сознание трепетать от восхищенного многообразия быть, существовать, двигаться, жить.
Движение есть покой! – когда-то заметил Зенон из Элеи1. И оказался прав, потому что нет грани между движением и покоем в предельных случаях. Но Природа – это и не Колесо, которое подминает под себя Время, но вихрь, увлекающий материю, вещество и сознание в непрерывный процесс возбуждения Хаоса, способного с такой же непринужденностью во времени и пространстве формировать структуры, с какой разрушать их, чтобы создавать новые.
Что же до человека, то ей, Природе, безразлично, что он «творит» на пути познания ее законов, которых нет. А есть только познанная человеком ничтожная преходящая частность, меняющаяся с о[сознанием] многообразия форм состояний в Природе, движений, взаимодействий; есть некая сущность, способная в бесконечном разнообразии явлений, состояний и взаимодействий проявлять периодичность в зависимости от случайных флуктуаций, внутренних свойств. Природе даже не важно то, что именно ее самоорганизацией запущен механизм самоорганизованного разума, в который она одинаково, как и в неосознанную часть мира, вложила созидание и разрушение как антиподы (истины и заблуждений), без которых не может существовать движения к познанию ее (Природы) и самого себя (разума).
Место же человека в Природе заключается в своевременности в разрушительном в ней заметить созидательное начало и творить, сообразуясь со своими потребностями видеть мир таким, как он ему видится – непрерывно меняющимся; и в способности понять свое место в Природе, свою роль в ней и всякий раз открывать самого себя в ней.
Человек – феномен, как и феноменальна его деятельность и способность к познанию Природы как сущности. Но это единственная в обозримой вселенной случайно или закономерно выделившая себя из нее разумная часть, способная к изучению Природы, но и к самопознанию.
Красота спасет мир… Но ведь нет ничего прекраснее и гармоничнее Природы, в которой даже дисгармоничность звучит гимном Случаю, которым хочется восхищаться. Природа является объектом не только искусства, но и науки, сущности которых неразделимы ни в сознании, ни в творении человеком. Кажется, что человек познает и может познать только небольшую часть Природы. Но, познав ее, он видит перед собой раскрывшуюся бездну других частей, ограничивая бесконечность своим восприятием Начал (математики, физики и др.), которые изобрел сам и в которых увидел собственную бесконечность восприятия их сущности, а потому понял, что Природа познаваема в рамках поставленной человеком конкретной проблемы – как формы знания о незнании.
Природа бесконечна и в гармонии и без нее, в части и целом, в своем непрерывном творении и превращении, несмотря на ограниченность числа атомов в Периодическом законе Д.И. Менделеева, частиц, из которых состоят атомы. Несмотря на всего четыре типа фундаментальных физических взаимодействий в ней, красота природы в видимой части спектра – это лишь часть красоты, но как бесконечна палитра звуков в семи нотах, так бесконечно многообразие оттенков всего в семи спектрах видимой части света…
Природа, сотворив в человеке биологическую, не создавала его социальную сущность. Ее он сотворил сам, вначале выделив себя из Природы, а затем неизбежно придя к созданию структуры общественных отношений (производство – потребление – искусство – история – право – наука – технологии). То есть разумным человек сделал себя сам. На этой основе по эстафетному принципу начал накапливать и передавать последующим поколениям знания о Природе и своей истории, формируя, таким образом, накопленный интеллект1. Он доставался ему тяжело, поскольку единственный метод, который сопровождал тернистый путь начала познания им Природы – был метод проб и ошибок. Несоответствие знания природе вещей каждый раз стимулировало в человеке желание снова и снова ставить новые проблемы, пока он не поставил главную – проблему своего смысла в ней. И это, кажется, сегодня та самая вершина, на которую поднялся человек за долгие скитания своего сознания между неразумностью (животным) и знанием (интеллектом).
Природе свойственно развитие по закону множеств. Множества, в свою очередь, делятся на свои противоположности: частицу – античастицу, положительное – отрицательное, порядок – хаос, симметрию – асимметрию, разумное – неразумное… Но парадокс заключается в том, что хаос множества не приводит к хаосу вообще.
Другие исследователи1 под понятием «Природа» подразумевают существование единой универсальной сущности (всеобщей связи всего со всем), которая образует единую систему, совокупную связь тел, сводя понятие по существу к фундаментальному принципу причинности. Пространственно-временная структура Мира определяется системой всевозможных материальных воздействий одних мировых явлений на другие. Принцип причинности представляет собой необходимую и достаточную основу для последовательного (систематического) описания Мира. В этом смысле резонна постановка вопроса: что понимать под единой универсальной сущностью? Единство взаимодействий Всего? Тогда что представляет Все? – открытую или закрытую систему? Использование же принципа причинности отсылает нас к проблеме происхождения… Всего. Если не творение, тогда что?
Мы долго будем еще биться над понятием Сущности Природы, и нам ничего не останется, кроме как принять Вечность превращений и движений материального Мира, в котором на каком-то витке случайных превращений появился социум, являющийся мерой всех этих представлений о Мире.
Уровень организации самой Природы – самый сложный вопрос. Если вообще можно его ставить в таком виде. В авторском представлении он заключается в следующем. Где начинается и заканчивается «творение» самой Природы, а где начинается (эволюция) объектов ее «творения»? И вообще, что такое «творение» Природы? Существует ли оно?
С позиции философии Природа, как мы уже отмечали выше, – это сущность, которая представляет собой процесс вечных движений, превращений материального мира в пространстве и времени. Каждое мгновение пространство, время и материя, бесконечно интегрированные в континуум, – другие, опосредованные движением и превращением в новые состояния и формы. Тогда представление о Начале не имеет смысла. Природа вечна, а ее состояния – следствие ее самоорганизации, флуктуирующей между сингулярностью и энтропией Вселенной. Бесчисленные другие вселенные могут возникать снова и снова из флуктуаций первичного вакуума, но физика в них, возможно, другая. Между сверхплотным, упорядоченным горячим состоянием материи, сконцентрированной в сверхмалом объеме и хаосом (физическим вакуумом в бесконечном пространстве-времени сверхнизкой плотности и температуры, близкой к абсолютному нулю1). Самоорганизации, которая порождает новую, другого уровня и состояния в рамках существующих законов сохранения. В этом смысле уровень организации Природы определяется возникновением новых структур в пространстве-времени, способных к развитию и эволюции. Такими уровнями структур являются следующие.
Первый уровень. Существует в условиях так называемой сингулярности – момента, из которого возникает Вселенная. Элементарная часть материи – квант электромагнитного поля. Началом являются квантовые флуктуации извечного физического вакуума. При этом он представляет собой наинизшее энергетическое состояние квантовых полей. А в рамках Теории Всего четыре типа фундаментальных взаимодействий слиты в одно – супергравитацию.
Флуктуации первичного вакуума, по представлениям многих современных теоретиков, дают начало множеству (порядка 1050!) вселенных с самыми разными значениями физических констант в них. Заметим, что концепция вечного первичного вакуума в некотором смысле соответствует давней философской идее извечной самоидентичности Мироздания.
Второй уровень. Существует в рамках Стандартной модели (Большого взрыва) образования вселенной:
– элементарные частицы и их производные;
– кварки;
– частица Хиггса;
– ядра атомов водорода и гелия и атомы.
Третий уровень. Существует в рамках эволюции вселенной в условиях галактик и образования звезд населения-I, II:
– производные ядер атомов (изотопов) тяжелее водорода;
– производные атомов.
Четвертый уровень. Существует в рамках эволюции планетарных туманностей:
– молекулы и производные молекул;
– ионы и производные ионов;
– кластеры и производные кластеров (включая элементарные ячейки кристаллов);
– космическая пыль (примитивные по составу минеральные образования и химические соединения, рожденные звездами).
Пятый уровень. Существует в рамках планет и планетных систем до биологического этапа формирования:
– минералы разного и сложного состава;
– породы сложного состава;
– геосферы (для Земли);
– замерзшие газы, вода в твердом состоянии;
– примитивные органические соединения, предшествующие жизненным формам (преджизненные формы).
Шестой уровень. Существует в рамках геологической истории планет с биологической формой жизни:
газы разного состава;
жидкая вода, лед;
сложные по составу и генезису минералы, породы, комплексы, формации;
клетка (жизнь, биосфера).
Седьмой уровень. Разум. Использует то, что уже создано природой на каждом из обозначенных уровней в рамках вселенского, галактического, звездного и планетарного круговорота вещества и эволюции самоорганизующихся систем.
Таким образом, в дальнейшем можно считать, что переход состояний вселенной зависит только от принятой модели ее развития и функция природы предстает в виде эволюции самоорганизующихся систем обозначенных семи уровней. То есть поддержание условий всеобщей самоорганизации Мира зависит от каждого ее уровня в их взаимосвязи и взаимозависимости и не зависит уже от первичного состояния самой Природы после возникновения самоорганизующихся структур нового поколения. Ибо все может вернуться в исходное состояние в обозначенном интервале действия законов сохранения Природы: сингулярность – физический вакуум – сингулярность. То есть бесчисленные другие вселенные могут возникать снова и снова из флуктуаций физического вакуума, но физика в них может быть другой1. Эта последовательность закреплена на всех уровнях организации материи и вещества: рождение – жизнь – смерть – рассеяние – флуктуации – концентрация – рождение и т.д. Принцип самоорганизации (как всеобщий закон Природы) изначален. Он сохранялся, сохраняется, и будет сохранять свое действие (значение) бесконечно, в любых пространственно-временных измерениях, изменяя лик самой Природы, частных ее законов, а посему фундаментальные константы должны изменяться во времени и при формировании других вселенных. И в ином Творце действительный Мир действительно не нуждается.
Природа как объект восприятия – это окружающий мир человека. Мир экологически завершенного единства. Это река, лес, звезда, галактика, пчела, облака, земля, дом, город и т.д. И это всегда только часть той самой сущности Природы. Часть, отделяемая человеком от Нее своим сознанием и осознанием происходящего в Ней. Часть сущности, которая подвластна наблюдению, изучению, созерцанию, использованию. Часть, которая вмещает человеческую жизнь, сознание и т.д. В этом смысле это понятие может быть как субъективным, так и объективным, а точнее, способно к раздвоению сущности объекта восприятия на объективную и субъективную сущности. Нет человека – отсутствует восприятие им не только сущности Природы, ее объекта, но и природной среды. Объект восприятия не равен, не тождественен сущности объекта. Восприятие человеком всегда богаче формы объекта, но беднее его сущности и структуры. Сознание всегда наделяет объект свойствами и качествами, которыми не обладает ни Природа, ни ее объект. Оно стремится либо к упрощению, либо к усложнению объекта восприятия, но никогда не будет истинным по отношению к его сущности, исходя хотя бы из принципа дополнительности Бора. Потому как к восприятию подключается сознание человека, которое способно наделить объект несуществующей реальностью и парить своим сознанием в этой нереальности (виртуальности) до тех пор, пока восприятие не обернется голой сущностью. Например, ощутить реальность падения (как проявление гравитации) и разбить голову вместо парения через восприятие красоты полета в мечтании о нем, не заметив, что тропинка, по которой шел, оборвалась…
Поэтому часто возникает вопрос: где начинается тот момент, когда окружающая нас природа отказывается подчиняться вмешательству человека? Ответ лежит на поверхности. Нужно знать, то есть рассчитать возможности биосферы, конкретного природного комплекса, какова их способность воспроизводства вне хозяйственной деятельности человека. Другими словами, рассчитать ассимиляционный потенциал биосферы или конкретного природно-хозяйственного комплекса. То есть тогда нам нужно заново разобраться с тем, что же представляет собой собственно окружающая природа человека. И этот вопрос, скорее, не столько философский1, сколько естественнонаучный.
Природа как объект пользования – это отделяемая от окружающей человека природы ее часть, отвечающая потребности человека, обладающая полезными для него свойствами и качествами, которые он использует для своего социального развития, познания самой природы через взаимодействие с ней.
Природа как среда – это часть Природы изменчивого во времени динамического экологического единства, круговорота (обмена) вещества, энергии, информации. Совокупность объектов во взаимодействии, движении, изменении состояний, обеспечивающих гомеостаз составных элементов среды: биотопов, биоценозов, экосистем, человека. На глобальном уровне это структура и функция биосферы в единстве круговорота вещества атмосферы, гидросферы, литосферы. Место обитания, эволюции жизни и творения человека.
Эстетическое понимание природы включает в себя специфику ощущений в зависимости от душевного состояния человека, его сознания, культуры. В самой природе нет красоты и гармонии. Есть только непрерывный процесс созидания и разрушения через флуктуации качества и количества, через стремление к хаосу и убегания от него путем создания временных структур, не воспринимающих ни красоты, ни гармонии. Это человек в силу своих душевных переживаний и видений замечает в ней прекрасное через каприз своих ощущений, наделяет ее своими качествами.
Взаимодействие человека и природной среды есть те влияющие друг на друга факторы, которые влекут за собой новое качество и новое состояние среды, неизбежно стремящейся к равновесию между стремлением быть естественной, модифицированной, трансформированной под влиянием хозяйственной деятельности человека. Другими словами – человек не способен вернуть естественное качество среды, поскольку его хозяйственная деятельность является одним из постоянно действующих возмущающих (внутренних!) факторов, провоцирующих непрерывное изменение ее качества. А естественную функцию биосферы он переводит в новое состояние – ноосферы. Сферы разумного влияния на состояние биосферы, обеспечивающего возможность неограниченного во времени существования человечества в ней.
Таким образом, в процессе своей эволюции человек непрерывно меняет структуру отношений в системе Природа – Человек – Общество.
На каком уровне развития находится общество, таковы и представления о Природе и ее законах. Но окружающий нас мир Природы изучает не общество, а конкретные люди, ученые. Общество может способствовать изучению действительной картины мира или нет. Конкретные исследователи занимаются изучением конкретных областей знания (естественнонаучное, гуманитарное) и делают выводы о конкретных закономерностях явлений, состояний окружающего нас мира. В этом смысле знание как таковое представляется обществу в двух его аспектах: естественнонаучное и гуманитарное.
Естественнонаучное знание должно отражать естественное состояние материального мира, а гуманитарное – как отражение представлений об этом мире в сознании людей. Раздвоение знания на две сущности связано с двойственной природой человека, способного принимать естественные законы таковыми, какими они есть, а общественные – изменять под потребности своего развития. И возникает удивительный вопрос. Если социальная сущность человека способна менять законы в угоду своих потребностей развития, то не изменяет ли таким же образом Природа своих законов в процессе своего развития? Другими словами, соблюдаются ли фундаментальные законы в самой Природе в условиях вечности движения и преобразования в ней материи? Да и понятие фундаментальный, всеобщий, частный закон – условное. Поскольку в частных законах должны соблюдаться всеобщие законы Природы! В этом смысле деление законов на частные и всеобщие – условно.
В самом понятии «закон» человечество сознательно ввело ограничения, дабы ни шагу от того, завоеванного знания в сторону до того, как они позволят обществу говорить, что они не частные, не общие и… может быть, не фундаментальные, а изменчивые. Поэтому в самом определении закона, данного философией, как категории объективно существующей, необходимой, существенной, устойчивой, повторяющейся связи между явлениями в природе и обществе заложены, на самом деле, ограничения(!). Так должно быть в силу, например, ныне существующих представлений о самой Природе. Которая на самом деле – ни на одно мгновение не повторяющееся следствие собственного развития. Поэтому, если все-таки обнаруживается, что всеобщий закон становится частным, говорят об области его действия или применения…
Ну, во-первых. С общественными (институциональными) частными законами как раз все понятно. Уж, не говоря, об основном законе каждого народа – Конституции. Мы их можем совершенствовать, менять и отменять. При этом у кормила формирования таких законов стоит, с одной стороны, народ, а с другой – власть. Противоречия между властью и народом во всей истории их сосуществования неустранимые (вполне применим всеобщий закон единства борьбы противоположностей в философии). Но именно эта противоречивость и является двигателем демократических преобразований и обе стороны должны на каждом историческом рубеже достигать так называемого консенсуса, чтобы двигаться дальше в своем развитии. Стало быть, общество, если не хочет прекратить свое развитие просто обязано менять общественные законы в изменившихся политических, экономических и социальных условиях.
Во-вторых, бесконечный мир превращений и движений материи в природе, базирующийся на частных законах (физики, химии, биологии и т.д.) и всеобщих законах (эволюции) также должен приспосабливаться к изменяющимся условиям высоких и малых энергий; высокой и малой плотности; малых и больших масс; низких и высоких скоростей; разбавленным и концентрированным растворам и т.д.
В-третьих, если мы говорим о единстве окружающего нас мира, то это единство должно основываться на единстве принципов развития – изменчивости всего: материи, пространства, времени, законов. Но нам в процессе познания окружающего нас мира и приближения к истине приходится использовать существующие подходы к категории представлений об аксиоме и постулате, гипотезе и теории, наконец, о законе. Но движение в сторону формулировки закона сопряжено с необходимостью на каком-то уровне представлений об объекте познания ограничиться аксиомой или гипотезой, теорией или частным законом. Наконец создать всеобъемлющую теорию Всего1, осмысление которой может нас привести к формулировке фундаментального и всеобщего закона.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77