logo
Концепции современного естествознания

Исходный пункт структурирования научного знания

В общей структуре исторически и предметно многообразного научного знания обычно артикулируется различие его двух уровней: эмпирического и теоретического.

Как представляется, и содержательно и методологически оправдана позиция авторов, предлагающих понимать различия и взаимоотношения уровней в научном познании на основе выявленной В.А. Смирновым необходимости, уточнив содержание, развести традиционные оппозиционные пары: «чувственное-рациональное» и «эмпирическое-теоретическое». Противоположность чувственному рациональному предстает общегносеологическим различием продуктов работы органов чувств и их итога – целостных чувственных образов (представлений), с одной стороны. Другая сторона общегносеологической пары – несводимые к обра­зам результаты деятельности мышления: понятия и понятийные конструкции (суждения, умозаключения, теоретические построения и пр.).

Противоположность теоретического и эмпирического появляется только в пределах рационального знания, так как любое научное знание суть продукт деятельности рациональной составляющей сознания – мышления, адекватной формой бытия которого является понятийный дискурс2. На это обстоятельство полезно обратить внимание не только по содержательным, но и по конъюнктурным соображениям: действительно, в современной учебной эпистемологической литературе еще можно встретить работы, в которых недостаточно последовательно разведены понятийные пары «чувственное – рациональное» и «эмпирическое – теоретическое». Для подобных работ привычно связывать эмпирический уровень познания «преимущественно с чувственным отражением бытия», а теоретический – с «доминантой рационального»1. Однако в этом случае чувственные данные получают статус эмпирического научного знания, а следовательно, статус научности получает любая систематизация эзотерического опыта, обычно далекого от научного знания. Но, как бы ни были практически важны и многочисленны чувственные данные сами по себе, они научным знанием быть не могут.

Чувственные результаты наблюдений и экспериментов только после определенной рациональной обработки, получив языковую форму, будучи представленными в совокупности взаимосвязанных терминов и предложений особого эмпирического языка некоторой науки, получают статус эмпирического научного знания.

Предметность научного познания реализуется в двух формах: эмпирическое познание предполагает рациональную работу сознания с чувственно воспринимаемыми предметами; теоретическое познание – идеально предметно. При этом познавательный ресурс эмпирического познания ограничен рамками рассудочного уровня рационального сознания и соответствующими познавательными процедурами, к числу которых относят абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, гипотетико-дедуктивное подтверждение (опровержение) эмпирических законов и пр.