Техника как опредмеченное знание и наука
Преобразование современного общества тесно связано с прогрессом науки и техники как определенной науки в их органической взаимосвязи, т.е. с научно-техническим прогрессом.
Прежде чем говорить о содержании научно-технического прогресса и месте человека в технической сфере, следует определить понятие техники. «Техника (от греч. – искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивавшаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы»1. Прогресс техники, т.е. поступательный процесс повышения ее эффективности и производительности, усложнения и обновления технических средств вместе с людьми как создателями и двигателями технических средств, входя в состав производительных сил, является показателем уровня развития общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальную базу каждого конкретного общества.
Технику можно подразделить на ряд функциональных отраслей: производственная, бытовая, военная, научно-исследовательская, медицинская, техника транспорта и связи, культуры и образования (обучения), управления и организации. Ее можно также разделить на пассивную и активную. 1-я включает производственные сооружения и помещения, технические сооружения связи, дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения, средства распространения и хранения информации и т.д. Активная техника – это орудия и инструменты (ручного, умственного труда), орудия жизнедеятельности человека (протезы, очки и т.п.), машины различного профиля, аппаратура управления производством и другими сферами жизнедеятельности человека.
Техника существует в единой органической системе с человеком, чем обусловливаются закономерности ее функционирования и развития. Логика развития техники определяется также тем, что она занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства, с одной стороны, представляют собой переработанное человеком вещество природы, в котором воплощены (опредмечены) знания, опыт, навыки человека, а с другой стороны, они являются продолжением, компенсацией и усилением естественных органов человека. Основной закон саморазвития техники состоит в опредмечивании в ней трудовых функций человека. Таковыми являются транспортная, энергетическая, технологическая (непосредственная обработка и переработка материалов природы), логическая и контрольно-управляющая.
Одной из характерных особенностей содержания технического прогресса является постепенное опредмечивание в технических средствах этих трудовых функций и высвобождение в результате этого человека от рутинной работы, расширение его возможностей для творческой деятельности, для всестороннего развития. Исторически первыми шли процессы опредмечивания в технических средствах транспортной и энергетической функций человека (применение силы животных, силы ветра, воды, пара, электричества и т.д.). Затем (начиная с последней четверти XVIII – середины XIX вв.) происходило и происходит опредмечивание в технике технологической функции человека в производстве путем применения рабочей машины и замены ручного, ремесленного труда механизированным.
С середины XX столетия, когда в производство и другие сферы деятельности человека стали внедряться автоматы, робототехника, компьютеры и т.д., начался процесс опредмечивания в технике нетворческих сторон логической и контрольно-управляющей производственных функций человека. В результате этого человек получил возможность вместо того, чтобы быть главным агентом непосредственного процесса производства, стать рядом с ним в качестве исполняющего творческие аспекты общего контроля и регулирования.
Прогресс в технике производит коренные изменения в лично-предметном механизме общественного производства, т.е. в характере сочетания, соединения человека и техники. В ручном, ремесленном производстве человек (личный элемент) играл роль ведущего звена, а технические средства (каменное рубило, топор, нож, долото, лук и т.п.) как бы дополняли и усиливали его естественные органы. Человек своим телом, своими руками при помощи простых орудий обрабатывая материал природы. Положение коренным образом меняется с внедрением в производство машин и опредмечиванием в технике технологической функции работника. Машина представляет собой трехзвенную систему; она состоит из машины-двигателя (источник энергии), транспортного устройства (перемещение предмета труда) и собственно рабочей машины (непосредственная обработка предмета труда, изменение его структуры). Человек же становится частью, деталью машины, производя превращение процесса труда таким образом в самодействующую замкнутую систему и выполняя в основном внутри этой системы логическую и контрольно-управляющую функции, подчиняясь логике этой системы, ее темпу, ритму и т.д. Он дополняет техническую систему, является ее деталью, выполняя роль частичного работника (например, за станком, на конвейерной линии и т.п.).
Внедрением в производство автоматической техники, которая представляет собой в отличие от механической четырехзвенную систему (к машине-двигателю, транспортному устройству и рабочей машине добавляется управляющее устройство, берущее на себя соответствующие функции работника), устанавливается свободный тип связи человека и техники. Человек получает возможность не быть «частью частичной машины», а выполнять роль ведущей силы как контролер и регулировщик производственной и иной техники, используя интеллект, научные знания как непосредственную производительную силу общества.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77