logo
Концепции современного естествознания

Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод

Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется обратить внимание на следующее: какова структура естественнонаучного знания и каковы основания для классификации естественных наук; особенности методологии современного естествознания; соотношение и роль двух уровней естествознания; каковы основные общенаучные формы познания.

  1. Структура естественнонаучного познания и классификация наук.

  2. Особенности методологии и методов естественнонаучного познания. Естественнонаучная и философская методология.

  3. Эмпирический и теоретический уровни естествознания, их специфика, роль в научном познании и взаимосвязь.

  4. Классификация методов естествознания.

  5. Формы естественнонаучного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория, закон, аксиома, парадигма.

  6. Математика – язык науки.

  7. Естественнонаучные картины мира и стиль научного мышления.

Базовые понятия

Уровень научного познания. Научная картина мира. Стиль научного мышления. Факт. Проблема. Идея. Гипотеза. Теория. Закон. Принцип. Парадигма.

Доклады

- Соотношение естественнонаучной и философской методологии.

- Специфика естественнонаучного факта.

- Соотношение понятий «закон», «принцип», «парадигма».

- Типы стилей научного мышления и их роль в познании.

ЛИТЕРАТУРА

- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., 2005. Гл. 4, 5.

- Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов-н/Д, 2005. Гл. 6 § 7, гл. 11.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

- Структура и развитие науки. М., 1975.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4