logo
Концепции современного естествознания

Особенности эмпирического и теоретического языка науки

Современная эпистемология находит достаточно сложную внутреннюю структуру у каждого из уровней научного знания. Так, эмпирическое знание проявляется по крайней мере в четырех формах и каждая из форм имеет свои особенности языка.

Язык первого, простейшего уровня эмпирического познания образуют так называемые протокольные предложения, или протокольные высказывания, т.е. частные эмпирические высказывания и частные суждения, выражающие фиксированные точным образом хронологические и хорологические условия научного наблюдения (место и время наблюдения), идентифицирована персона субъекта наблюдения.

На следующем уровне эмпирическое знание предстает в форме научных фактов. Язык второго эмпирического уровня образуют общие (утвердительные или отрицательные) суждения универсального характера, которые могут иметь динамический или вероятностно-статистический статус. Они выражают индуктивные обобщения некоторого множества протокольных высказываний. Их часто называют фактофиксирующими суждениями, отражающими проявления (наличие или отсутствие) некоторых свойств, отношений, состояний, то есть отсутствие или наличие тех или иных наблюдаемых черт исследуемого предмета. В случае наличия некоторого свойства и пр. черт предмета измеряется и фиксируется его количество, интенсивность проявления. Привычным символическим выражением фактов являются различного рода систематизированные классификации: таблицы, графики, диаграммы, математические модели и пр.

На третьем уровне эмпирическое знание существует в форме эмпирических законов различной природы: каузальных (динамических или статистических), структурно-функциональных и прочих.

В научных законах отражено хронологическое и (или) хорологическое постоянство в поведении объекта, т.е. проявление мерности в свойствах, состояниях, отношениях явлений. Законы выражают суждения общего характера статистического или универсального статуса, обычно имеющие кванторные выражения: «все пингвины являются птицами, но не летают», «все металлы электропроводны». Символически они имеют вид:

(Vх (А (х)→В (х)).

Эмпирические законы – это общие гипотезы, образованные в результате индуктивных рассудочных процедур: энумеративной и (или) элиминативной индукции, индукции в виде обратной дедукции и других индуктивных методов обнаружения закономерных связей. Индуктивные умозаключения по своему логическому статусу не дают необходимого вывода, знания, но лишь правдоподобное, предположительное, вероятностное знание. Поэтому все и любые эмпирические знания по своему доказательному статусу являются гипотетическими.

Вершиной пирамиды эмпирического знания являются, так называемые феноменологические теории, которые представляют собой систематизированные и логически организованные множества взаимосвязанных эмпирических законов и фактов, выраженных высказываниями разной степени общности, например: астрономическая механика Кеплера. Феноменологическая Теория – высшая, логически рафинированная форма эмпирического научного, гипотетического знания: индуктивная генерализация (обобщение) на любом эмпирическом уровне не имеет доказательного логического статуса, а только подтверждающую силу.

Поскольку любое эмпирическое знание чувственно предметно, является знанием о чувственно наблюдаемом, то язык эмпирического уровня научного знания проясняет лишь количественные различия внутри эмпирического уровня науки. Знание теоретическое и эмпирическое знание качественно, предметно-содержательно различны – их объекты и по происхождении и по свойствам различны, то есть являются элементами существенно различных онтологических миров.

Познавательные инициативы сознания не исчерпываются рассудочной эмпирической деятельностью. Наиболее важные для научного понимания действительности начинания появляются как продукты не рассудка, а разума – конструктивной, креативной ипостаси сознания. Деятельность разума не ограничена рамками внешнего бытия, но направлена на внутреннее содержание самого сознания, на имманентное развертывание собственного содержания. Такое понимание неразрывной связи теории и разума основано на работах В.С. Швырева и позволяет определять сущность разумной деятельности как свободное, самодостаточное творчество без всяких экзистенциальных (предполагающих контакт с внешним миром) предпосылок.

Конструктивная роль разума на уровне научной теории состоит в сознании особо типа предметов – «идеальных объектов» теории. Множество «идеальных объектов», или, как их еще называют, «идеализированных объектов теории», образует онтологию теоретического мышления, формирует особый «возможный мир» теории в отличие от предметного мира эмпирического знания. Научная теория возникает и эволюционирует, таким образом, как организованное по законам некоторой логики (двузначной, многозначной и т.д.), непротиворечивое множество высказываний о некоторой специфической совокупности идеальных объектов, их свойствах, отношениях и взаимосвязях. Логическая форма высказываний в чистом, формализованном виде, общезначимые формулы и т.п., (в логике); геометрические точки, плоскости, и т.п. (в математике); инерция, идеальное зеркало (газ), абсолютно черное тело, абсолютно упругая жидкость и т.п. (в физике); страты, экономические формации, цивилизации и т.п. (в социологии) – типичные примеры идеализированных объектов теории1.