Особенности эмпирического и теоретического языка науки
Современная эпистемология находит достаточно сложную внутреннюю структуру у каждого из уровней научного знания. Так, эмпирическое знание проявляется по крайней мере в четырех формах и каждая из форм имеет свои особенности языка.
Язык первого, простейшего уровня эмпирического познания образуют так называемые протокольные предложения, или протокольные высказывания, т.е. частные эмпирические высказывания и частные суждения, выражающие фиксированные точным образом хронологические и хорологические условия научного наблюдения (место и время наблюдения), идентифицирована персона субъекта наблюдения.
На следующем уровне эмпирическое знание предстает в форме научных фактов. Язык второго эмпирического уровня образуют общие (утвердительные или отрицательные) суждения универсального характера, которые могут иметь динамический или вероятностно-статистический статус. Они выражают индуктивные обобщения некоторого множества протокольных высказываний. Их часто называют фактофиксирующими суждениями, отражающими проявления (наличие или отсутствие) некоторых свойств, отношений, состояний, то есть отсутствие или наличие тех или иных наблюдаемых черт исследуемого предмета. В случае наличия некоторого свойства и пр. черт предмета измеряется и фиксируется его количество, интенсивность проявления. Привычным символическим выражением фактов являются различного рода систематизированные классификации: таблицы, графики, диаграммы, математические модели и пр.
На третьем уровне эмпирическое знание существует в форме эмпирических законов различной природы: каузальных (динамических или статистических), структурно-функциональных и прочих.
В научных законах отражено хронологическое и (или) хорологическое постоянство в поведении объекта, т.е. проявление мерности в свойствах, состояниях, отношениях явлений. Законы выражают суждения общего характера статистического или универсального статуса, обычно имеющие кванторные выражения: «все пингвины являются птицами, но не летают», «все металлы электропроводны». Символически они имеют вид:
(Vх (А (х)→В (х)).
Эмпирические законы – это общие гипотезы, образованные в результате индуктивных рассудочных процедур: энумеративной и (или) элиминативной индукции, индукции в виде обратной дедукции и других индуктивных методов обнаружения закономерных связей. Индуктивные умозаключения по своему логическому статусу не дают необходимого вывода, знания, но лишь правдоподобное, предположительное, вероятностное знание. Поэтому все и любые эмпирические знания по своему доказательному статусу являются гипотетическими.
Вершиной пирамиды эмпирического знания являются, так называемые феноменологические теории, которые представляют собой систематизированные и логически организованные множества взаимосвязанных эмпирических законов и фактов, выраженных высказываниями разной степени общности, например: астрономическая механика Кеплера. Феноменологическая Теория – высшая, логически рафинированная форма эмпирического научного, гипотетического знания: индуктивная генерализация (обобщение) на любом эмпирическом уровне не имеет доказательного логического статуса, а только подтверждающую силу.
Поскольку любое эмпирическое знание чувственно предметно, является знанием о чувственно наблюдаемом, то язык эмпирического уровня научного знания проясняет лишь количественные различия внутри эмпирического уровня науки. Знание теоретическое и эмпирическое знание качественно, предметно-содержательно различны – их объекты и по происхождении и по свойствам различны, то есть являются элементами существенно различных онтологических миров.
Познавательные инициативы сознания не исчерпываются рассудочной эмпирической деятельностью. Наиболее важные для научного понимания действительности начинания появляются как продукты не рассудка, а разума – конструктивной, креативной ипостаси сознания. Деятельность разума не ограничена рамками внешнего бытия, но направлена на внутреннее содержание самого сознания, на имманентное развертывание собственного содержания. Такое понимание неразрывной связи теории и разума основано на работах В.С. Швырева и позволяет определять сущность разумной деятельности как свободное, самодостаточное творчество без всяких экзистенциальных (предполагающих контакт с внешним миром) предпосылок.
Конструктивная роль разума на уровне научной теории состоит в сознании особо типа предметов – «идеальных объектов» теории. Множество «идеальных объектов», или, как их еще называют, «идеализированных объектов теории», образует онтологию теоретического мышления, формирует особый «возможный мир» теории в отличие от предметного мира эмпирического знания. Научная теория возникает и эволюционирует, таким образом, как организованное по законам некоторой логики (двузначной, многозначной и т.д.), непротиворечивое множество высказываний о некоторой специфической совокупности идеальных объектов, их свойствах, отношениях и взаимосвязях. Логическая форма высказываний в чистом, формализованном виде, общезначимые формулы и т.п., (в логике); геометрические точки, плоскости, и т.п. (в математике); инерция, идеальное зеркало (газ), абсолютно черное тело, абсолютно упругая жидкость и т.п. (в физике); страты, экономические формации, цивилизации и т.п. (в социологии) – типичные примеры идеализированных объектов теории1.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77