logo
Концепции современного естествознания

Внутренняя логика развития естествознания

Динамика науки проявляется не только под влиянием внешних по отношению к ней факторов (социальной системы, материальных условий, общественной практики), но и на основе внутренней логики ее развития. В чем заключается эта внутренняя логика развития естествознания?

Наука – одна из важнейших форм общественного сознания, и как это сознание в целом, так и наука обладает относительной самостоятельностью, творческой активностью по отношению к бытию (не только к материальному бытию, но и к другим видам духовной реальности).

Наука или отдельные ее составляющие могут отставать от потребностей общества или опережать развитие общества (прогностика, футурология и т. д.).

Наука может способствовать развитию общества (для чего она и возникла и существует), но отдельные ее части могут оказывать и тормозящее влияние (но это чаще всего под влиянием ее использования определенными социальными системами и в антигуманных интересах, а также в форме проявления псевдонаучных феноменов). Научные открытия могут иметь как позитивные, так и негативные или консервативные влияния и последствия своего развития. Отсюда, особенно в современном обществе, возникли крайне противоположные оценки общественной роли науки: сциентизм и антисциентизм, а также технофилия и технофобия.

Наука имеет внутреннюю логику своего развития.

Детерминация науки в конечном итоге общественным бытием, потребностями и уровнем развития общественной практики не исключает, а полагает наличие собственных, внутренних закономерностей ее развития. К таким закономерностям относятся следующие.

– Закон экспоненциального развития науки, сформулированный впервые Ф. Энгельсом в 1844 г.: «...Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она… растет в геометрической прогрессии»1.

С конца XVII в. некоторые параметры науки возрастают пропорционально: объем научной деятельности в целом (число открытий, объем научной информации, количество занятых в науке людей) удваивается за 10–15 лет. Последние 50 лет число научных работников увеличилось на 7% в год, а прирост населения на земле составлял 1,7% в год. Число ныне живущих ученых составляет 90% от их числа за всю историю науки. (Следует, однако, отметить, что в 70-х гг. XX в. в ряде развитых стран показатели роста науки стали снижаться: начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения науки).

– Закон кумуляции знания (или преемственность в развитии науки) обеспечивает ее функционирование как фактора социального наследования, как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. Наука в целом и отдельные ее составляющие, новые научные теории и открытия являются в этом плане результатами «снятия», аккумуляции предшествующих достижений в научном познании, опоры на них и т.д. По этому поводу И. Ньютон сказал, что он смог видеть дальше других и больше других, потому что стоял на плечах гигантов, таких, как Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Н. Коперник, Дж. Бруно. (Обратим внимание на фактический парадокс: в 1543 году опубликован знаменитый труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер», а ровно через сто лет, в 1643 г. рождается И. Ньютон.)

Преемственность, кумуляция в развитии науки с необходимостью полагает новаторство.

Один из важнейших принципов диалектики, относящийся и к развитию науки, – принцип преемственности. Он вытекает из диалектического закона отрицания отрицания и гегелевского учения о «снятии» в процессе развития. Согласно этому развитие происходит не в виде «зряшного», «голого» отрицания старого новым, а на основе удержания некоторых черт старого новым, что обеспечивает их связь и дополнительные возможности для еще не утвердившегося, не окрепшего нового успешного развития.

Следует заметить, что процесс преемственности не заключается в удержании только положительных черт из предметствующих форм развития, ибо старое уступает место новому не без сопротивления. Известна крылатая фраза «Мертвый хватает живого».

Эта общая характеристика преемственности проявляется и модифицируется в процессе развития науки как специфического творческого вида человеческой деятельности, где преемственность объективно сочетается с новаторством, ибо задача науки – открытие нового, т.е. новаторство по ее существу, по определению.

- Смена стилей научного мышления: наблюдение как особый способ получения знаний в античности; затем эксперимент и аналитический подход в эпоху нового времени; целостный многосторонний охват изучаемых объектов в современной науке.

- Сочетание экстенсивных и интенсивных подходов и этапов в развитии науки. Проявляется в смене преимущественно количественно-качественных изменений глубокими преобразованиями коренного качества – ломке устоявшихся картин мира, стилей мышления ученых, старых теорий и замене их новыми, что является признаком революций в науке. Например, развитие науки, связанное с именами Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и др. – интенсивный этап в развитии науки, когда на смену геоцентрической картине мира пришла гелиоцентрическая, механистическая. После этого на протяжении примерно 150–200 лет развитие науки шло на базе механистической картины мира (т.е. в экстенсивной форме, хотя это сопровождалось очень важными качественными изменениями). В конце XIX-начале XX вв. произошла «новейшая» революция в естествознании, когда была разрушена механистически-метафизи­ческая картина мира и создана электромагнитная (диалектическая) картина. Этот интенсивный этап в науке сменился экстенсивным, продолжавшимся до середины XX в., затем началась научно-техническая революция, и наука вновь вступила в интенсивный этап своего развития.

Следует иметь в виду, что в развитии науки постоянно происходят скачки, различные по масштабу революционные преобразования, т.е. научные революции в отдельных науках, в ряде родственных отраслей ее, в сферах науки и общенаучные революции, охватывающие всю (совокупную) науку. С последним типом научных революций связаны интенсивные этапы ее развития.

Общенаучная революция – это коренное преобразование всей системы познавательной деятельности, качественное изменение характера, содержания и социальных функций науки как элемента культуры и особой сферы человеческой деятельности. История знает две такие общенаучные революции: первая происходила в XVI-XVIII вв., вторая – в конце XIX – первой половине XX вв. Последняя переросла в революцию научно-техническую и продолжается в ее лоне в наши дни.

- Сочетание дифференциации и интеграции наук. С одной стороны, происходит процесс образования, отпочкования все новых и новых отраслей знания. Например, от философии отпочковались такие науки, как политология, социология, логика, эстетика, этика и др., из физики выделились в относительно самостоятельные такие отрасли знания, как ядерная физика, физика твердого тела и др. Наряду с этим идет процесс объединения, интеграции наук: возникают комплексные научные дисциплины (кибернетика), науки на стыке ряда наук (биофизика, физическая химия, биохимия и т.д.). В плане развития указанной закономерности современные науки все более переходят от предметной к проблемной ориентации.

- Возрастание интегрирующей роли методологических научных дисциплин, знания логики и методологии научного исследования. Философия, логика, математика, кибернетика вооружают науку системой единых методов. Возрастает роль системного подхода.

- Математизация науки.

- Возрастание относительной самостоятельности и твор­ческой активности в развитии науки: наряду с точным подходом – интуитивные, эвристические подходы и приемы; рост влияния внутренних стимулов развития науки (престиж, любознательность, борьба мнений в науке, соперничество и т.д.).

- Следующая закономерность – возрастание роли рациональности как в развитии человека и общества, так и в самой науке. От мифа – к логосу, от эмпирически-рутинных приемов – к сознательному и систематическому применению данных науки в практике, от рационализации производства – к рационализации и интеллектуализации всех сторон жизнедеятельности человека: такова наглядная реализация этой роли. Эта тенденция постоянно проявляется, несмотря на имеющие место волны усиления иррационального и проявления их в науке, в том числе и в современном обществе, когда возник постмодерн.

В истории общества можно выделить несколько сменявших друг друга типов рациональности1. Для античности был характерен тип рациональности, когда смысл и цель теории виделись в ней самой, а постижение истины (по Аристотелю) считалось высшей формой отношения человека к миру. В основе рациональности нового времени можно обозначить как основанный на метафизическом подходе к миру. В нем сочеталось признание действительного человека и мира с признанием сверхприродных и сверхчеловеческих факторов (Бога, обожествления природы), разума и веры в сверхъестественное.

Тип рациональности буржуазного общества основан на утилитарно-техническом сочетании науки и практики. Тип рациональности, обоснованный марксизмом и утверждающийся по мере продвижения современного человечества к новой цивилизации, к информационному, посткапиталистическому обществу, можно обозначить как исторически-практический, основанный на диалектике в понимании человека, теории, перспектив развития природы и общества.