Новое в науке и критерии научной новизны
Познание нового, достижение новизны, новых научных результатов – важнейшая задача любой науки в исследовательском плане, а также практическом, важнейший фактор порождения нового знания в процессе динамики развития естествознания.
В абстрактном определении новое есть то, чего ранее не было, в науке – информация, отличающаяся от имеющейся как в количественном, так и в качественном отношениях. Новое в науке – в раскрытии, углублении, расширении знаний о сущности чего-то нового – оценивается, осмысливается в науке в сравнении со старым. Достижение в науке, новое – это процесс движения к истине все более высокого и глубокого порядка: от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго, третьего порядка и т.д. до бесконечности. Нет предела познанию нового наукой. Хотя разум практически, видимо, не всемогущ, но теоретически возможности его могущества в постижении нового безграничны.
Сущность, специфика понимания нового, новизны, новаторства в науке конкретизируется в раскрытии критериев новизны1. Эти критерии состоят в следующем:
Качественное изменение знания при переходе от незнания к знанию, увеличение, углубление, уточнение познаваемого, сужение сферы непознанного, стихийного в общественном развитии.
Новая постановка и решение научных и практических проблем. (Здесь подстерегает исследователя опасность псевдоноваторства, умозрительных постановок, далеких от науки и практики, прожектерство, субъективистская экстравагантность, своекорыстный интерес и др.)
Новое знание как осмысление, анализ, обобщение, дифференциация, интеграция, систематизация старой и новой информации по данной проблеме.
Новое осмысление, объяснение старой проблемы на основании новых данных в эксперименте, в труде, в отношениях.
Наличие новых фактов, творческое их раскрытие, описание, объяснение и создание достоверной новой теории, соответствующей новым фактам.
Новое знание как сущностное изменение знаний (к более полной, точной, многосторонней, совершенной, непротиворечивой сущности «второго» порядка и иных порядков), вскрытие противоречий разного уровня, приращение фундаментальности в знаниях, дающих простор для реализации их на практике как прикладных.
Новое знание, обеспеченное за счет использования известных и новых методов (путей, средств, способов, приемов), диктуемых новыми условиями, целями, задачами науки и практики, потребностями общественного развития.
Новое знание как ценность, как новое оценивающее отношение (повышение ценности, переоценка старого знания по современным основаниям науки и научного творчества, оценка эффективности познания, преодоление заблуждений, фальсификаций и др.). Здесь подстерегают исследователя опасности подмены ценностей, заниженность или завышенность оценок, субъективистские пристрастия и нелогичность переоценки и др.
Новые выводы из нового жизненного опыта, из эмпирических старых и новых данных, их сравнения и познания и возможный переход к новой парадигме.
Новое знание как выражение диалектики новаторства и преемственности нового и традиционного, как специфика разрешения противоречия между ними. Здесь исследователя подстерегают крайности: излишняя увлеченность одной стороной, проявление «абсолютного» новаторства и «чистого» традиционализма, догматизма. Недопустима компиляция в исследовательской деятельности, а плагиат наказуем.
Новое знание как выявление новых тенденций в науке и практике и повышение прогностичности, повышение роли знаний в предвидении, в опережении эмпирических данных, в развитии науки, техники, общественных отношений, в выявлении новых этапов развития сфер деятельности, практики.
Новое в науке как процесс и результат формирования, функционирования и развития информационной культуры общества, переход к информационному обществу.
Степень новизны знания дифференцируется конкретно по отношению ко всему предшествующему массиву знания; к аспектам рассмотрения объекта; к дифференциации и интеграции знания.
Новое знание как дополнение, уточнение, развитие его мировоззренческого, методологического содержания, смысла и значения; человеческого измерения (человек – мера сущности явлений, предметов, процессов; новое понимание мира и человека; смысла общественной и личной жизни; предназначения человеческой жизнедеятельности).
Новое знание как принцип духовной деятельности и идеал. В идеале ученый должен мыслить «наперед», по-новому и стремиться действовать, трудиться по-новому, постоянно обогащать, одухотворять свою практику, жизнь новыми достижениями человеческого духа.
Новые знания как наличие новизны в языке науки, в словах и терминах, понятиях, категориях, как пополнение старых слов, терминов новым содержанием, знанием, как переориентировка старых определений, понятий на новые реалии, связи, отношения. (НТР, информатика, синергетика и др. развивают язык науки; обновление языка, терминов и понятийного аппарата – важная сторона научного творчества.) Следует очень строго различать новое только на словах и новое в действительности, на деле. «Новый мировой порядок» Гитлера или устраиваемый сегодня «новый мировой порядок» США, претендующих на мировое господство, – лишь прикрытие, обман, стремление старых, реакционных сил удержать свою власть, привилегии, свои капиталы.
Очень часто в науке (да и в политике) и в других сферах «новаторские словеса» изощренно применяют враги истины, правды, открытые и скрытые лжецы, обманщики, дезинформаторы, авантюристы, карьеристы и т.п.
Научное, объективно-истинное раскрытие псевдоноваторства любых видов, обмана, фальсификации, дезинформации, словоблудия – важная задача интеллектуала, критически мыслящего ученого.
Существуют различные типологии нового знания в науках. Например, новые знания можно разделить на три основных типа:
а) новые знания, связанные с открытием новых эмпирических, экспериментальных фактов;
б) новые знания, дедуцированные из системы существующих исходных положений на такие понятия и суждения определенной теории, которые эмпирическим путем не были установлены;
в) новое знание, связанное с образованием понятий и суждений (научных положений и принципов), которые не только вытекают логически из наличных знаний, но, во-первых, не умещаются в рамки существующей теории и, во-вторых, вступают с ними в противоречие, требуют создания новой системы теоретических знаний.
Особое внимание следует обратить профессионалам, ученым, руководителям на изучение и использование в своей сфере так называемых ноу-хау, новых, более продуктивных разработок, как правило, опирающихся на новые научно-теоретические достижения (в информатике, в биотехнологии, в телекоммуникационной сфере и др.).
Исследователи инновационной деятельности (А.И. Пригожин и др.) выделяют такие формы нововведений:
Радикальные или базовые (принципиально новые технологии: методы управления; виды продукции).
Комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов).
Модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).
Новизна бывает:
Абсолютная при отсутствии аналогов данному новшеству. Это принципиально неизвестные до сих пор новшества.
Относительная новизна может иметь место как местная, поскольку применяется здесь впервые, а в другом месте, в другом регионе, на других объектах где-то уже применялось это новшество.
Частная новизна связана с обновлением одного из элементов целого или системы. (Накопление частной новизны может приводить к полному изменению целого без приобретения абсолютной новизны.)
Условная новизна возникает при необходимом, но необычном сочетании ранее известных элементов.
Профессиональные новаторы (ученые, исследователи, изобретатели, рационализаторы, патентоведы) могут встречаться с гипертрофией новизны, а нередко и с множеством форм псевдоновизны. Иногда встречается такое явление, как вариофикация.
Целесообразная новизна.
Существуют другие критерии для определения формы нового, нововведений. Есть нововведения единичные и диффузные, завершенные и незавершенные, результативные и нерезультативные, внутриорганизационные и межорганизационные, заказные и авторские и др.
Для инновационной деятельности человека, для специалистов всех отраслей знаний важно знать эти и иные формы проявления нового и сознательно ориентировать себя на творческое использование знаний о новом, о формах новизны, о нововведениях. Значение проблемы нового, новаторства, инновационной деятельности возрастает в переходные периоды жизни общества, в переломные этапы, когда неизбежно обостряются отношения нового и старого. Трудно переоценить стратегическое и тактическое значение знаний о новом в изменяющихся условиях жизни для постановки целей, задач, для разработки программ деятельности, для расчета последствий (как ближних, так и дальних).
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77