logo
Концепции современного естествознания

Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская

Мифологическая картина мира. Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология – это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.

В качестве оснований, связывающих наглядные образы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровнородственными связями первобытной общины. Человек переносил на окружающую его действительность собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родо­вой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.

Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX в. Так, например, даже в начале XIX в. такой видный французский палеонтолог, как Жорж Кювье, из религиозных соображений отрицал существование ископаемого человека.

Натурфилософская схема не обоснована математически. И тем не менее ей присуще великое достоинство – идея развития, поразительно смелая для той эпохи.