Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
Уже с первых шагов изучения естественных наук мы сталкиваемся с тем, что основные утверждения физики, химии, биологии, астрономии сформулированы и доказываются с использованием математики. Это было осознано уже в эпоху становления научного естествознания, когда Г. Галилей заметил, что «математика – это язык науки». В последующем эта формула повторялась многократно, подчеркивая различные аспекты взаимоотношения математики и естественных наук. И. Кант, крупнейший философ и натурфилософ XVIII в., утверждал: «Учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в ней математика». Ему вторил уже в начале XX в. великий физик, один из создателей современной физической науки А. Эйнштейн: «Весь предшествующий опыт убеждает нас в том, что природа представляет собой реализацию простейших математических мыслимых элементов».
Весь предшествующий опыт убеждает нас не только в этом, но и в том, что создание в лоне математического знания новых концепций, новых подходов и формализмов позволяло в последующем делать революционные прорывы в естествознании.
Что же представляет из себя математика? Почему она «столь непостижимо эффективна», как выражаются крупнейшие ученые-естествоиспытатели? Математика – это действительно язык науки или в ней заложены значительно большие функции? Ответить на эти вопросы возможно, проанализировав исторический путь развития математического знания и рассмотрев ее современное состояние.
Исторический анализ показывает, как постепенно усложняется мир математических концепций и математического языка. Вместе с тем видно и то, что «обслуживающая роль» математики складывается как одно из ее приложений, наряду с тем, что фундаментальные представления в математике появляются и развиваются практически автономно, независимо от внешних влияний и воздействий со стороны других наук. В математических концепциях отражается свой слой структур объективного и субъективного мира, который не затрагивается в естественных науках, базирующихся во многом на опыте.
Анализируя развитие математики, можно выделить смену по меньшей мере трех поколений математических концепций: концепции элементарной математики, концепции классической или высшей математики (математика переменных величин), концепции современной математики (математических структур). Соответственно это отражается в определениях математики, отталкивающихся от математических концепций того или иного периода. Если элементарная математика – это «наука о числах и геометрических фигурах», а классическая – «о количественных отношениях и пространственных формах» (Ф. Энгельс), то современная – «учение об общих формах, задаваемых фундаментальными структурами: алгебраическими, порядка и топологическими».
Концепции элементарной математики оформляются к V-III вв. до н.э., когда на основе понятий числа и геометрической фигуры, сочетаемых с дедуктивным и аксиоматическим методами (Архимед, Аполлоний, Эвклид), появились собственно концептуальные математические построения геометрии и арифметики и утвердился метод математического выведения (доказательства).
Что касается связей математических концепций с естественнонаучным познанием, то в рамках античной натурфилософии они были органичны. Как отмечает выдающийся математик современности М. Клайн: «По-видимому, нам остается лишь констатировать, что у греков, начиная с VI в. до н.э., сложилось определенное миропонимание, сущность которого сводилась к следующему. Природа устроена рационально, а все явления протекают по точному и неизменному плану, который в конечном счете является математическим. Человеческий разум всесилен, и если эту могучую силу приложить к изучению природы, то лежащий в основе мироздания математический план удастся раскрыть и познать»1.
Следует подчеркнуть, что такого рода подход воспроизводился и в последующие эпохи, но уже на новом уровне абстрагирования.
Примером эвристичного приложения математических концепций и естественнонаучным объектом может выступать пифагорейская идея сведения музыкальных интервалов к простым соотношениям между числами. Эта идея базировалась на том факте, что высота звука, издаваемого колеблющейся струной, зависит от ее длины, и что гармонические созвучия издают струны, длины которых относятся между собой, как некоторые целые числа. Поскольку движения планет пифагорейцы также сводили к числовым соотношениям, то вполне закономерно они пришли к своеобразной трансформации «теории музыкальной гармонии» в ее астрономический эквивалент, что и дает представление о «музыке небесных сфер».
Так утвердилась и со временем укрепилась пифагорейская идея о том, что природа устроена на математических принципах и что числовые соотношения являются инструментом познания порядка в природе. К аналогичным утверждениям пришли виднейшие представители атомистической натурфилософии (Левкипп, Демокрит), убежденные, что «первичные качества» чувственно не воспринимаемых атомов могут быть выражены на языке математики.
Следует заметить, что пифагорейской школе принадлежит первая попытка свести геометрию и алгебру того времени к арифметике. Однако они не смогли, как и атомисты, преодолеть проблему несоизмеримых отрезков. В итоге стали культивировать геометризованный подход к математике, что препятствовало развитию алгебраического подхода. Нерешенной проблемой оставалась идея актуальной бесконечности, которая всячески изгонялась из работ Евклида и его последователей (Архимед, Аполлоний). Поэтому формулы для объема шара и конуса, площади круга и т.д. излагались без применения предельного перехода, без разложения на бесконечно малые части.
Сдерживающее воздействие на развитие античной математики оказывало то, что в ней не было отрицательных чисел, нуля, иррациональных чисел и буквенного исчисления. Возможно, что эти барьеры, требующие выхода на новый уровень абстрагирования, были бы преодолены (все предпосылки для этого имелись), но помешал цивилизационный кризис, который вместе с утверждением нового мировоззрения в европейской культуре поставил жесткие барьеры на пути развития как математики, так и естествознания. Дело в том, что главенствующую роль в средневековой культуре играла христианская религия и церковь, рассматривавшая жизнь на Земле как подготовку к загробной жизни на небесах. Исследование природы, в том числе математическими средствами, стало считаться предосудительным занятием, атрибутом отрицаемого язычества. В 529 г. император Юстиниан вообще запретил занятие математикой под страхом смертной казни.
Центр математических исследований после плодотворного тысячелетнего развития в рамках античной культуры переместился надолго на Восток – Индию, Китай, арабский мир. Возрождение математической традиции в Европе с опорой на достижения восточной математики позволило в XIII-XVI вв. подойти к логичному завершению элементарных математических концепций. Формируется система алгебраических обозначений и правила буквенного исчисления (Вист, Декарт, Гэрриот); расширяются представления о числе (отрицательные числа, иррациональные числа, комплексные числа), во многом благодаря работе в области поиска решений уравнений третьей и четвертой степени. Р. Декарт, создав аналитическую геометрию, показал возможность алгебраического решения геометрических задач. Р. Декарт также вводит понятие переменной величины. Все это вплотную подвело к началу нового революционного этапа в развитии математики, который по праву можно назвать этапом математики переменных величин, или торжеством концепций математического анализа.
Во второй половине XVII в. прежде всего в работах И. Ньютона и Г. Лейбница, а также их последователей (Я. Бернулли, И. Бернулли, Г. Лопиталь) создано исчисление бесконечных малых, дифференциалов и интегральное исчисление. Следует подчеркнуть, что И. Ньютон и Г. Лейбниц независимо друг от друга создали две эквивалентные версии математического анализа.
И. Ньютон, идя от прикладных вопросов, сформулировал две основные проблемы исчисления бесконечных малых: проблема вычисления скорости при неравномерном движении или вычислении производной; нахождение интеграла по его подынтегральному выражению или определение решения уравнения, связывающего производные. В 1687 г. вышел великий труд И. Ньютона «Математические начала натуральной философии». В предисловии к ней И. Ньютон пишет:
«Сочинение это предлагается нами как математические основания физики. Вся трудность физики, как будет видно, состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления. Для этой цели предназначены общие предложения, изложенные в книгах первой и второй. В третьей же книге мы даем пример вышеупомянутого приложения, объясняя систему мира, ибо здесь из небесных явлений математически выводится сила тяготения тел к Солнцу и планетам. Затем по этим силам, также при помощи математических предложений, выводятся движения планет, комет, Луны и моря».
Г. Лейбниц пришел к дифференциальному и интегральному исчислению, исходя из решения других задач: проведения касательных для целого ряда кривых, вычисления их минимумов и максимумов. Г. Лейбниц ввел общее понятие функции и поставил задачей найти универсальный алгоритм, позволяющий находить производные для целого класса функций. И он разработал правила дифференцирования для суммы, произведения, частного и для суперпозиции нескольких функций. Именно им были введены термины «дифференциал» и «интеграл» и привычные для нас знаки ∂ и ∫.
Дальнейшее развитие математического анализа связано с именами таких крупных математиков, как Эйлер, Лагранж, Клеро, Д. Бернулли, Лаплас, Даламбер, Лежандр, Рикатти и многих других.
Триумфом методов математического анализа и его приложений к задачам небесной механики стало предсказание возвращения в 1759 г. кометы Галлея и в последующем вычисление орбит неизвестных тогда и ненаблюдаемых невооруженным глазом планет (Уран, астероидный пояс).
Третий период в развитии математических концепций начинается в XIX в., когда математика начинает осваивать новый уровень абстракций, переходит к более точному определению понятий и принципов доказательств. Здесь намечается окончательный разрыв с наглядными образами и прообразами элементарной и классической математики. В какой-то мере предчувствие перехода на новый этап содержится еще в гипотетических положениях Г. Лейбница, стремившегося создать «универсальную математику», которая должна заниматься «всем, что в области воображения поддается точным определениям». Лейбниц стремился создать науку об абстрактных отношениях между математическими объектами – «искусство формул», которая бы охватывала не только отношения между величинами (равенство, неравенство, пропорциональность), но и отношения иных типов (включение, отображение, симметричность, транзитивность).
Однако все дело в том, что конкретный исследовательский материал, в котором детально были изучены такого рода отношения, еще не был в самой математике наработан.
Первая «волна» таких наработок была осуществлена в первой половине XIX в. Здесь прежде всего следует выделить появление таких новых направлений, как создание Лагранжем и Галуа теории групп, обобщающей теорию алгебраических уравнений; построение неевклидовых геометрий (Н.И. Лобачевский, Я. Больяй); появление первых работ по математической логике (алгебра логики Дж. Буля как вид нечисловой алгебры).
Понятие группы, введенное в 30-х гг. XIX в., в связи с задачей о разрешимости алгебраических уравнений в радикалах, вскоре было значительно расширено, что существенно сказалось на основных понятиях и методах алгебры. Если классическая алгебра имела дело с исследованием общих операций над числами, формальными преобразованиями выражений и решением уравнений, то к середине XIX в. понятие исчисления существенно расширилось: операции начали производиться над векторами, кватернионами, матрицами, логическими высказываниями. Изучение различных операций сочеталось с изучением таких алгебраических структур, как группы, кольца, поля, решетки и т.д. В дальнейшем предметом алгебры становится изучение разного рода алгебраических структур, порождаемых в множествах, введением различных операций.
Открытие неевклидовой геометрии привело к отказу от точки зрения на аксиомы как истины, не требующие доказательства в силу своей очевидности. Оказалось, что аксиомы скорее являются гипотезами первого порядка, и речь можно вести о пределах их истинности и о том, насколько построенные с их помощью модели соответствуют структурам (и каким именно) материального мира. Это послужило стимулом к глубоким исследованиям в области оснований математики. Точно так же, как и первые шаги в области алгебры логики, которые впоследствии опровергли убежденность о неалгебраическом характере форм мышления, создании исчисления высказываний в строго аксиологической форме (Г. Фреге).
Расширение исследований в области упомянутой «первой волны» неклассической математики привело к новым построениям Римана, показавшего неограниченное разнообразие геометрических пространств, отличающихся друг от друга размерностью, формулами для вычисления расстояний и т.п. Стали изучаться пространства с комплексными координатами; пространства, элементами которых являются не точки, а прямые, окружности, сферы, функции, последовательности (функциональные пространства). В последующем данные идеи нашли плодотворное применение при создании теории относительности и в квантовой механике (бесконечномерные пространства и линейные операторы в этих пространствах).
В конце XIX в. идеи теории групп нашли применение в геометрии (Ф. Клейн – Эрлангенская программа). Геометрия начинает рассматриваться как наука, изучающая свойства фигур, не изменяющиеся при преобразовании из той или иной группы (группы перемещений, подобий, проективных, конформных, аффинных преобразований). В результате можно получить разные геометрии. А поскольку отыскание инвариантов данной группы является алгебраической задачей, то была установлена взаимосвязь алгебры и геометрии на новом уровне обобщений (по сравнению с Р. Декартом).
Критические исследования понятий «предел функции», «непрерывность», «производная», «интеграл» и поиски обоснований операций математического анализа привели к детальному изучению разрывных функций (Фурье) и появлению теории точечных множеств и последующему ее обобщению (Г. Кантор). Развитие теории множеств показало ее применимость к самым различным разделам математики.
В конце XIX – начале XX в. обозначается «вторая волна» развития современной математики. Она характеризуется не только появлением все новых глубоких ее направлений (топология, теория многомерных пространств и отображений, теория вероятностей и др.), но и пристальным вниманием к исследованию оснований математики. Особо следует в связи с этим выделить работы Д. Гильберта в области исследования геометрической аксиоматики и развития аксиоматического метода. Д. Гильберт разбил аксиомы геометрии на группы и исследовал вопрос об их независимости, для чего им были построены разнообразные «геометрии», совсем непохожие на евклидову. Тем самым была показана возможность построения геометрических систем из разного набора постулатов. Аналогичная работа была проделана по отношению к другим аксиоматизированным системам (арифметика, логика). Например, в области математической логики были уточнены правила и способы построения логических исчислений, изучены их основные свойства – независимость постулатов (П. Бернайс, К. Гёдель), непротиворечивость (Д. Гильберт, В. Аккерман), полнота (Пост), выявляются границы алгоритмического мышления, проявляющиеся, например, в алгоритмической неразрешимости ряда логических проблем, невыразимости всех содержательных истин в каком-либо формальном языке (теорема Гёделя). Это позволило уже в 40-е – 60-е гг. XX в. сформулировать современный обобщающий взгляд на математику как науку о математических структурах разного типа (алгебраических, порядка, топологических). В наиболее последовательной форме такая концепция современной математики была изложена группой выдающихся французских математиков (А. Вейль, Ж. Дьедоне и др.), объединившихся под псевдонимом Н. Бурбаки и выпустивших многотомное издание «Элементы математики», где наиболее важные разделы математики изложены с точки зрения теории структур1.
Суть структурного подхода к математике выдающийся математик XX в. А.Н. Колмогоров охарактеризовал следующим образом:
«А. В основе всей математики лежит чистая теория множеств.
Б. Специальные разделы математики занимаются структурами, принадлежащими к тем или иным специальным родам структур. Каждый род структур определяется соответствующей системой аксиом. Математика интересуется только теми свойствами структур, которые вытекают из принятой системы аксиом, т.е. изучает структуры только с точностью до изоморфизма».
Сам А.Н. Колмогоров разработал на основе аксиоматического подхода современную версию теории вероятностей, рассмотрев ее как теорию мер особого вида, к которому применимы методы теории функций действительного переменного.
Столь углубленные поиски начал в математике, выход на новые уровни абстракции позволили найти глубинные связи между весьма различными направлениями и теориями современной математики. В итоге дальнейшая концептуализация математического знания не только не увела ее от реальных, практических проблем, но и в результате совершенствования методов и взаимосвязей внутри математики позволила найти пути решения весьма сложных физических, биологических, астрономических проблем.
Во второй половине XX в. интенсивно развиваются такие направления, как теория информации и математическая логика, которые получили опредмечивание в компьютерной технике и служат ключом к решению проблемы искусственного интеллекта. Современные физические разработки в области единой теории поля, исследования проблемы элементарности, природы вакуума, генезиса и развития Вселенной были бы немыслимы без использования самых абстрактных областей математического знания. Концепции дискретной математики применимы в современной генетике.
Самым ярким воплощением математического знания в практику за все время ее существования является, несомненно, создание компьютерной техники. Логическим завершением ее развития можно будет считать создание систем искусственного интеллекта, которые позволят в последующем преобразить не только облик самой математики, но и всей структуры научного познания.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77