logo
Скопичев В

13.5.7. Подкорковые ядра

Подкорковые, или базальные, ядра входят в состав переднего мозга и расположены внутри больших полушарий между лобными долями и промежуточным мозгом. Они являются структурами ядерного типа. К ним относятся хвостатое ядро и скорлупа, на­званные «полосатым телом» в связи с тем, что они соединены между собой небольшими перемычками серого вещества и разде­лены пучками нервных волокон. Вместе с бледным шаром выше­перечисленные образования формируют стриопаллидарную сис­тему подкорковых ядер. Базальные ганглии имеют обширные свя­зи с другими отделами головного мозга. К полосатому телу идут афферентные волокна от разных областей коры больших полуша­рий, мозжечка и таламуса.

584

585

Кортикальные волокна берут начало практически из всей новой коры и распределяются по всем зонам полосатого тела. Наибольшее число волокон берет начало от клеток сенсомотор-ной зоны коры, наименьшее — от клеток зрительной зоны коры. Окончания кортикальных волокон образуют синапсы преимуще­ственно на дендритных отростках полосатого тела. Кортикальные волокна возбуждают нейроны полосатого тела, а медиатором в этих синапсах является глутамат.

Проекции из таламуса берут начало в интраламинарных тала-мических ядрах, которые устанавливают синаптические контакты с шипиками или основаниями дендритов нейронов скорлупы и хвостатого тела. Это возбуждающие синапсы. Волокна, поступаю­щие из черной субстанции, оказывают тормозящее влияние на ак­тивность нейронов.

Ядра стриопаллидарной системы принимают активное участие в координации двигательной активности. Электрическое раздра­жение хвостатого ядра вызывает стереотипное движение головы и дрожание передних конечностей. Перерезка путей, идущих из черной субстанции в полосатое тело, вызывает у животных непод­вижность, отказ от корма и питья, а также отсутствие ответных ре­акций на внешние раздражения.

У человека полосатое ядро участвует в процессах запоминания: его раздражение может вызвать нарушение обучения и памяти. Стриопаллитарная система способна оказывать тормозящее влия­ние на различные проявления двигательной активности, а также на эмоциональные компоненты двигательного поведения.