Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
Издревле известно стремление людей найти общие основания в окружающем их многообразии вещей и явлений. Для понимания особенностей становления знания в философии вводится категория бытия для обоснования того, что мир существует «здесь» и «сейчас», т.е. наличествует целостное единство бесконечного многообразия явлений и вещей.
В соответствии с многообразным характером целостного объективного мира выделяются основные формы бытия. Во-первых, бытие вещей (тел, предметов), явлений, процессов, которое, с одной стороны, отражается в бытии явлений, предметов, процессов, состояний природы как целого, и с другой – бытие вещей, предметов и процессов, произведенных посредством трудовой деятельности человека и составляющих «вторую природу», или мир человеческой культуры. Бытие природы является первичной объективной реальностью, не зависящей от человека. Бытие же «второй природы», или мира культуры, зависит от «первой природы», является результатом деятельности человека и имеет конкретно-исторический характер. Предметы «второй природы» выступают связующим звеном между бытием вещей «первой природы» и бытием человека.
Во-вторых, бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, представляющее диалектическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.
В-третьих, бытие духовного, идеального, подразделяющееся на индивидуализированное (субъективное) идеальное, т.е. сознание индивида, и объективированное идеальное, т.е. надындивидуальные (общественные) формы бытия духовного.
В-четвертых, бытие социального, подразделяющееся на индивидуальное социальное бытие (бытие отдельного человека в социальных статусах в историческом процессе) и собственно общественное бытие как сосуществование и взаимодействие общественных образований.
Разнообразие уровней и сфер бытия предопределяет понимание мира как целостной системы. Фундаментальное единство материального мира, взаимосвязь явлений природы являются объективной основой познаваемости мира. В течение многих веков человек выстраивал разветвленную систему достоверных, обобщенных и логически взаимосвязанных знаний о действительности – науку, главная цель которой заключается в том, чтобы объяснить все наблюдаемое разнообразие природных явлений и объединить его в целостную, логически непротиворечивую картину мира.
Под научной картиной мира понимается целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных научных понятий, принципов и методологических установок. Важно помнить, что картина мира – это не сам мир, а только представление о нем.
Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, мифологической, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории.
Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства обоснования и проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.
Основополагающие идеи, которые позволяют объяснить изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединительную, обобщающую роль в науке, называются научными концепциями.
По степени общности научная картина мира подразделяется на:
общенаучную картину мира, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых различными науками, содержит общие представления о мире, вырабатываемые на различных этапах исторического развития науки, и выступает как форма систематизации знаний, вырабатываемых в естественных и гуманитарных науках;
естественнонаучную картину мира, выступающую частью научной картины мира, которая включает в себя представления о природе;
социально-историческую картину мира, формирующуюся социально-гуманитарным знанием и включающую социальные и гуманитарные науки;
специальные (локальные) картины мира отдельных научных отраслей, которые выступают в определенной степени фрагментами окружающего мира и изучаются различными науками (например, биологическая картина мира, химическая картина мира, физическая картина мира, социальная картина мира, экономическая картина мира и т.п.), которые часто рассматривают как относительно самостоятельные фрагменты единой научной картины мира.
В рамках картин мира осуществляется систематизация знаний соответствующей науки (или группы наук) и является наглядным воплощением системы взаимодействующих элементов знаний – теорий (фундаментальных и прикладных), которые представляют собой развитые системы научных понятий и связей между ними, объясняющих известные научные факты. Картины мира обеспечивают целостность научной отрасли (науки), формируют методы научного познания и определяют стратегию научного поиска, ставят задачи эмпирических и теоретических исследований, наглядно отображают их результаты.
В процессе познания человек всегда выступает в двух ипостасях. С одной стороны, он является субъектом познания, т.е. активной стороной познавательного процесса – исследователем, и с другой – как природное существо он сам является объектом познания. Природа и человек, человеческое общество воспринимаются как два самостоятельных элемента реальности. В результате в науке выделяется две самостоятельные области знания:
естествознание – естественные науки;
социогуманитарное знание – гуманитарные и социальные науки;
технознание – технические науки.
Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его естественном состоянии. В естественных науках объектами изучения являются все формы и структуры неживой и живой природы, в том числе биологические аспекты жизнедеятельности человека.
Объекты, которые традиционно исследовались естествознанием, в целом более просты в сравнении с теми объектами, которые лежат в сфере интересов социальных и гуманитарных наук.
Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках становятся наиболее сложные формы живой природы, так или иначе связанные с человеком: – человеческое сознание, творчество, общественные процессы и их развитие, а также идеальные системы, созданные человеком – например, исторические общности людей, социальные структуры, их отражение в сознании людей и т.п.
В результате различий объектов познания и относительно независимой эволюции естественные и социогуманитарные науки выработали собственные методы и достигли значительно различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух культур: естественнонаучной и гуманитарной.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77