Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
Наука стремится к максимальной точности, объективности и всесторонности объяснения исследуемого явления, так как она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.
Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира, результатом которой выступает система развивающегося закономерного, доказательного и обоснованного знания.
Естествознание есть один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное воздействие на ход человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в XVII в. законов механики, позволившие создать машинную цивилизацию; открытие в XIX в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в XX в. теории атомного ядра, а вслед за ним – открытие средств высвобождения ядерной энергии; открытие в середине XX в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью и др.
В истории науки четко выделяются эволюционные и революционные периоды развития, связанные с изменением как научной картины мира, так и методологических оснований ее объяснения.
Научная революция – это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс отражения более глубинных связей и отношений природы, способствующий качественному переходу от одного способа познания к другому.
Для научной революции характерны определенные этапы ее протекания. На первом этапе научной революции формируются непосредственные предпосылки (эмпирические, теоретические, ценностные) нового способа познания в недрах старого и направлены на разрешение проблемной ситуации в науке, связанной как с выявлением новых проявлений ранее неизвестных фактов, так и с потребностью нового способа познания.
Второй этап начинается с выдвижения идеи, направленной на обоснование природы неизвестных ранее фактов реальной действительности вплоть до формулирования принципов фундаментальной теории и завершается выработкой методологических установок познания.
На третьем этапе научной революции утверждается качественно новый способ познания, осуществляются проверка и подтверждение новой фундаментальной теории, ее соответствие или несоответствие предшествующему теоретическому знанию и объективным данным инновационных процессов, обнаруживаемых в реальной действительности, а также разработка новых методологических принципов познания и использование их в социальной практике.
Этапом утверждения оснований нового способа познания, превращения его в устойчивую стабильную целостность завершается период научной революции и начинается период эволюционного развития науки.
В эволюционный период развития наука опирается на сложившийся в ходе научной революции новый способ познания (парадигму, фундаментальную теорию), основания которого принимаются учеными без существенной критики как новый и действенный инструмент познания.
Таким образом, научная революция выступает как растянутый во времени, целостный, закономерный и периодически повторяющийся этап развития научного познания, для которого характерно скачкообразное формирование новой фундаментальной научной теории или научной картины мира.
Не подлежит сомнению, что лидирующие науки накладывают свою печать на представления и научное мировоззрение ученых соответствующей эпохи. Но это отнюдь не означает, что другие науки не участвуют в формировании научной картины мира. В действительности она возникает как совокупность синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех отраслей и дисциплин естествознания.
Существующая научная картина мира, формируемая естествознанием, в свою очередь, оказывает воздействие на другие отрасли науки, в том числе и социально-гуманитарные. Такое воздействие выражается в распространении концепций, стандартов и критериев научности естествознания на другие отрасли научного познания. Обычно именно концепции и методы наук о природе и научная картина мира в целом в значительной степени определяют научный климат эпохи.
Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а выступает результатом их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения системного характера действительности. Накладывая определенные ограничения на характер допущений новых гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования.
Первые картины мира выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. Для эволюции современной научной картины мира характерно движение от классической – к неклассической и постнеклассической картинам мира.
Научная картина мира начинает формироваться только в эпоху возникновения современного естествознания в XVI–XVII вв. и связана с принятием классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона и господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода – до конца XIХ столетия. Она претендовала на привилегию обладания истинным знанием.
В общей системе научной картины мира определяющим моментом выступает картина той области познания, которая занимает лидирующее положение. Научная картина мира XVII-XIX вв. строилась на базе классической механики, которая исследует и описывает процессы, происходящие в микромире и макромире. В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания. Механицизм, детерминизм, редукционизм образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую деятельность человека. Законы механики не только рассматриваются как универсальные и единые для всех отраслей естествознания, но и предпринимаются попытки редуцировать эти законы на биологические и социальные формы движения материи.
В своей основе механистическая картина мира была результатом становления машинного производства, призванного механизировать физический труд. Этот этап в развитии науки был назван этапом классического естествознания.
К концу XIХ века в связи с целым рядом открытий в физике существенно поколеблены исходные основания объяснения научной картины мира с точки зрения классической механики, сложилась кризисная мировоззренческая ситуация, требовавшая, с одной стороны, пересмотра общенаучных и философских принципов естествознания и, с другой – понимания взаимодействия субъекта и объекта в познании и науке. Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием открытий теории термодинамики, оспаривающей универсальность законов классической механики.
В первой половине ХХ столетия формируется новая неклассическая модель естествознания, в которой вместо лапласовского «железного детерминизма» с его жесткими причинно-следственными связями, формируется картина мира, где доминируют относительность, непредсказуемость, неопределенность, дополнительность, вероятность. В этой связи субъект познания рассматривается не как дистанцирующийся от изучаемого мира, а как находящийся внутри него и взаимодействующий с ним.
Классический и неклассический этапы развития науки объединяет одна общая черта, связанная с тем, что объектами познания являются простые, замкнутые, изолированные системы. Поэтому методологическими принципами анализа этих систем были метафизика – как метод, достаточный для этапа экстенсивного накопления знания и выявления причинно-следственных связей простых замкнутых систем, и диалектика – как метод, позволяющий раскрывать внутренний источник саморазвития системы. Вместе с тем, Вселенная представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих систем, имеющих сложный и открытый характер. Среди сложных систем особый интерес вызывают самоорганизующиеся системы. К такого рода сложным открытым самоорганизующимся системам относятся биологические и социальные системы, которые более всего значимы для человека. Исследования сложных, открытых, саморазвивающихся систем привели к формированию методологического направления, получившего название «синергетика», который характерен для междисциплинарных исследований. Синергетика ориентирована на исследование принципов построения организации, ее возникновения, развития и самоусложнения. Основной вопрос синергетики: существуют ли общие закономерности, управляющие возникновением самоорганизующихся систем, их структур и функций? Главная идея синергетики – идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации. Решающим фактором самоорганизации является образование положительной обратной связи системы и среды.
Синергетика открывает для точного, количественного, математического исследования такие стороны мира, как его нестабильность, многообразие путей изменения и развития, раскрывает условия существования и устойчивого развития сложных структур, позволяет моделировать катастрофические ситуации и т.п.
Во второй половине ХХ в. складывается новый этап развития науки, именуемый исследователями как постнеклассический этап, формирующий современную науку, становящуюся могучим фактором прогресса глобализирующегося мира. Научные исследования обретают проблемную, междисциплинарную направленность интегрирующего естественные, технические, социальные и гуманитарные науки. Это находит свое проявление в следующем:
сложные социоприродные комплексы, включающие в качестве компонентов человека и общество, формируют целый комплекс пограничных наук: экология, социобиология, биоэтика и др., а лидирующими становятся молекулярная биология, кибернетика, микрохимия;
естественнонаучные программы, предусматривающие преобразования природных объектов, имеющих жизненно важное значение для человека, требуют создания социальных организаций, призванных осуществлять гуманитарную экспертизу реализуемых научных инноваций;
формируется общая для гуманитарных и естественных наук методология познания, основанная на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
формируется единая система ценностей, позволяющая человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.
История человеческого познания – это история возникновения, развития и смены одних научных картин мира другими, которые возникают в недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной картине мира.
Современная научная картина мира – это картина эволюционирующей Вселенной. Эволюция Вселенной включает в себя эволюцию вещества, ее структуры, а также эволюцию живого, в том числе и человека, и человеческого общества.
Эволюция живого – это необратимое, направленное историческое развитие живой природы Земли, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптации, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биоценозов и биосферы в целом. Эволюция же социального общества определяется развитием его культуры и взаимоотношений с окружающей природой.
Таким образом, Вселенная предстает перед нами как бесконечно развертывающийся во времени и пространстве процесс эволюции материи. В этом процессе взаимосвязанными оказываются самые разнообразные объекты и явления микромира и мегамира.
Изучение концепций современного естествознания позволяет обнаружить системный характер не только научного знания, но и самой реальной действительности во всем ее многообразии, выступающей объектом науки. В силу этого данный учебный курс не должен представлять собой механическое соединение традиционных курсов физики, химии, биологии и других естественных наук, а должен стать результатом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию, способному объединить естественнонаучный и социально-гуманитарный компоненты культуры.
Изучение концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических специальностей становится необходимым как для того, чтобы иметь четкое представление о научной картине мира, представленной в современном естествознании, так и для того, чтобы всесторонне использовать методологию научного познания единой социоприродной реальности современного глобализирующегося мира. Это тем более важно, что наука ХХI века должна стать наукой о Человеке и для Человека в подлинном смысле этого слова.
Но изучение роли науки в создании и изменении картины мира не исчерпывает социальных функций курса «Концепции современного естествознания». Обобщая, можно назвать следующие функции этого учебного курса: познавательная, мировоззренческая, культурно-воспитательная, практически-прикладная, ориентационно-регулятивная, прогностическая, аксиологическая.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77