logo search
Концепции современного естествознания

Особенности языка науки

Поскольку, как было показано выше, любое научное познание рационально, то в самом общем виде специфическую черту языка научного познания можно определить как стремление придать максимальную точность и ясность его выражениям.

В научной практике для работы с информацией, т.е. для получения, фиксации, хранения, передачи, переработки и систематизации знания, обычно применяется некоторый рафинированный, «отшлифованный» уточняющими знаками и символами, определениями и соглашениями фрагмент естественного, так называемого натурального языка.

Понятия натурального языка всегда являются многозначными, обычно они «размыты», неопределенны и в силу этого непригодны для научных целей, которые требуют определенности и доказательности результата исследования. Вхождение понятий естественного языка в состав науки означает их превращение в термины конкретной науки. Термины имеют точное, однозначное, фиксированное значение, которое обычно задается явными определениями.

Зачастую это точное значение слова (термина) представляется парадоксальным для пользователя только натурального языка, например: «деньги», «стоимость», «доказательство», «сила», «власть» и т.п.

Прогресс в науке сопровождается часто радикальными изменениями в ее языковой базе: появление в научной практике принципиально новых терминов для выражения абстрактных, идеализированных объектов научных теорий, вновь обнаруженных явлений, свойств, связей и состояний материального и социального миров, например: терминология физики элементарных частиц, синергетики, название новых химических элементов, технологий и т.д. Язык науки корпоративен: он стремится убрать недостатки, с точки зрения науки, натурального языка, его образность, многозначность выражений и неопределенность понятийного содержания слов и выражений для того чтобы обеспечить логическую непротиворечивость, определенность, ясность, точность и понятность (для человека науки) выражений языка научной дисциплины или же интегральной исследовательской программы (научной школы).

Язык науки, таким образом, генерируется и эволюционирует как познавательный инструмент (метаязык) некоторого исторически конкретного научного направления (сообщества), и его особенности содержательно и методологически заданы как специфической природой исследуемой материальной системы и уровнем развития знания о ней.