Возможные классификации научного знания
Явление, которое получило название «наука», исторически существовало в многообразных, часто противоречивых, нередко несовместимых, на первый взгляд, формах, поскольку возможны различные типологии научного знания.
Наиболее плодотворной для систематизации как исторического, так и наличного многообразия научных форм представляются типологии, построенные по историческому, так называемому диахронному, и по предметно-методологическому (синхронному) основаниям.
Историческая типология обычно различает следующие эволюционные этапы (формы) в многообразии явлений науки:
Специфичность преднауки восточных цивилизаций состоит в амальгаме знаний и материально-духовной практики в условиях прямой подчиненности нуждам материального и духовного производства: астрология, конструируя и уточняя летоисчисление (календари), является необходимой составляющей религиозных культов, их особенной ритмики, периодичности; математика конституирована потребностями измерения и счета; механика ориентирована на эффективные приемы строительства, конструирование надежных и удобных орудий труда. Знание – предписание (рецепт), знание – инструмент (инструкция) существует в особой, закрытой социальной форме преднаучного сообщества – касте (жрецы).
Античная наука. Существенные черты, профилирующие данную историческую форму науки, прямо противоположны: спекулятивная теоретичность науки древней Греции основана на независимости и пренебрежительном (часто презрительном) отношении к материально-производственной практике. Чистое мышление – единственное основание знания – формирует критичность, логицизм, демократизм античной науки. Каноническим примером античного знания обычно называют «Начала» Евклида.
Средневековая наука в своих профилирующих чертах противоречит в равной мере как «преднауке», так и античному знанию. Средневековая культура (культура гармонии веры и разума) задает основной мотив любой осмысленной деятельности – мотив служения, и наука понимается соответственно как «служанка богословия»: любые «истины разума» (выводы науки) как несовершенное знание подчинены в иерархической средневековой гармонии «истина веры» (религиозным догматам), как вид подчинен роду, а теорема – аксиоме. Схоластика и догматизм средневековой науки – атрибутивные свойства интеллектуального, духовного производства религиозной социальной общности. Нужно заметить, о чем часто забывается в учебной литературе, что систематически разработанное средневековой религиозной культурой представление о едином, всесовершенном Боге-законе явилось абсолютно необходимой общекультурной предпосылкой для поисков в природе единых, всеобщих, универсальных, совершенных законов «тварного» (сотворенного) мира, религиозно-философским выражением которых явился деизм.
Эпоха Возрождения и Нового времени дает форму знания, которая запускает механизм эволюции современной науки (science). Лозунг «Знание – сила» провозглашает стремление соединить чистое мышление, рациональность античного знания и инструментально-производственные ориентации преднауки Востока, рациональность знания и его практическую полезность. Знание как полезная, «креативная» сила обнаруживает себя, конечно, в светской форме, опирается не на схоластику, но на критичность. Античное созерцание космической гармонии природы как целостного бытия заменяет принципиально новый, собственно научный метод – эксперимент, который выделяет из природного целого или конструирует в лабораторных условиях дискретные объекты, доступные конечной практике любого человека.
Обособленный или лабораторно конструируемый объект легко обозрим и экспериментально произвольно воспроизводим, а значит, может быть описан точным, однозначным, логически непротиворечивым и последовательным (алгоритмическим) математическим языком, который может неограниченно увеличивать точность и определенность описания предмета исследования (естественного или искусственно воссозданного в лаборатории). «Книга природы» нового, собственно научного знания написана языком математики, причем написана совершенным «Богом-математиком» (Г. Галилей). Это экспериментальное знание (выделенных или конструируемых) природных, безличностных автоматизмов, отраженное точным языком математики как принципиально новый тип знания, зафиксировано в Новое Время термином «science» – «наука». Каноническими примерами такого знания признаются: механика (Г. Галилей, И. Ньютон), аналитическая геометрия (Р. Декарт), математический анализ (Г. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс).
В трехсотлетнем развитии новой, обычно называемой «модернистской», науки, если следовать концепции философии науки ВС. Стёпина, выделяют по крайней мере три качественно различных периода: классическая, неклассическая, постклассическая науки. Эти типы научного знания, опираясь на различные бытийные (онтологические), гносеологические (теоретико-познавательные) и социальные основания, имеют специфическое, качественно различное предметное содержание и дисциплинарную организацию.
Ядро онтологии (понимания бытия) классического научного знания образует механизм, который принято характеризовать как сплав однозначного, так называемого «жесткого» детерменизма и антифинализма (антитеологизма): бытие в классическом научном понимании однозначно причинно-следственно организовано (динамические закономерности) и не имеет каких-либо (чьих-либо) целей. Гносеология научной классики основана на конструировании идеализированного и математически фиксированного объекта исследования дискретной, материальной структуры, подвергнутой экспериментальным и объективным (интерсубъективным) технологиям исследования. Каноническое развертывание теории такого объекта происходит в режиме дедуктивно-аксиоматической и гипотетико-дедуктивной методологии. Социальные основания классики заданы явной, однозначной дисциплинарной определенностью научного знания. Происходит формирование научных и образовательных центров дисциплинарного знания, в состав которых входят экспериментальные лаборатории, естественнонаучные и политехнические институты и кафедры (академические и прикладные), информационно-коммуникативные структуры (периодическая, научно-техническая литература, конференции и пр.) и т.д.
Развитие социальных оснований классика завершает образованием так называемой большой науки, т.е. формированием промышленно-технической базы науки.
Ограниченность познавательных возможностей классической науки проявляется на рубеже ХХ в., переживается научным сообществом как кризис оснований науки (в более острой форме – потеря основ науки как таковой) и преодолевается развитием научного знания в форме квантовой механики, теории относительности, конструктивной логики и математики, образовавших теоретическое ядро неклассической науки.
Неклассическое научное знание опирается на релятивное понимание фундаментальных онтологических понятий (пространство, время, масса). Бытие мыслится как множество статистических систем любой природы, демонстрирующих индетерминизм фундаментальных взаимодействий объектов. Вводится понятие стохастического объекта, т.е. объекта такой степени сложности, что предсказать его поведение точным образом в принципе невозможно. Онтология предстает, таким образом, как структурно-системная организованность и эволюция стохастических объектов.
Гносеологические основания неклассической науки соответствуют онтологии: статистический, вероятностный характер научного знания и теории, гипотетичность и субъект-объектность научного знания, умеренные претензии на верификацию знания (эмпирическую и теоретическую).
Методология неклассической науки плюралистична: не следует искать универсальный научный метод, но ориентироваться на конструктивизм научной интуиции ученого. Методологический плюрализм не оценивается как недостаток, методологическая неряшливость, нерешительность, синдром «юношеских исканий» в науке и т.п., но понимается как естественное состояние открытого новому креативного процесса осмысления структуры сложного, многомерного, стохастического объекта.
Для социальной формы организации науки этого этапа характерна научная кооперация в ее многообразных формах, разнообразное регулирование научной деятельности: государственное, правовое, социально-экономическое и т.д. Неклассическую науку характеризует амбивалентность этической составляющей (этоса) науки: проблема социальных и собственных моральных последствий научной деятельности, моральных ограничений в понимании роли науки в общественной жизни, перспективах человечества (цена научного прогресса).
Принято считать (ВС. Стёпин), что на рубеже 80-х гг. ХХ в. новоевропейская наука (sсiеnсе) в основном завершает плодотворный период своего развития и формируется постнеоклассическая наука, дисциплинарно организованная как глобалистика, синергетика, экология, синтетическая антропология и всевозможные интегральные формы последних.
В общем виде предмет постнеклассической науки – сложноорганизованные системы (технико-технологические, инженерно-компьютерные, социальные, медицинские и др. и пр.), в которых человек во всем многообразии его проявлений (негативных в том числе) понимается как существенный элемент функционирования и эволюции системы.
Бытийные основы постнеклассического знания принято характеризовать в терминах «нелинейного, многовариантного эволюционизма», «структурного органицизма», антропологизма и (что, видимо, связано с холистической методологической установкой) даже телеологизма. Ясно, что указанные онтологические ориентиры противоречат даже несовместимым (телеологизм) с предшествующими типами новоевропейской научной культуры. Познавательные установки – проблемность, контекстуальность научного знания, экологическая и гуманистическая, аксиологическая доминанта (ценность) научной информации предполагают коллективность (социальность), информационную открытость научного познания.
Постнеклассическая методология так же, как и неклассическая, ориентирована на конструктивный плюрализм, но с явным акцентом на эффективность и гуманистическую целесообразность, консенсуальность в оценках.
Многие парадоксальные, с точки зрения классического, да и не классического понимания науки, характеристики дают аргументы для осмысления постнеклассического научного знания как некоторого переходного состояния в понимании самой «научности» и «рациональности» в познании1.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77