Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
Следует отметить, что мировая, и в том числе марксистская наука сделали немало в изучении НТР как феномена с целью использования этих знаний в социальной практике. Различные отрасли знания накопили об НТР и научно-техническом прогрессе большой материал как в историческом, так и в функциональном плане, и науке выработаны соответствующие понятия. Много сделано по изучению истории науки и техники, по анализу особенностей их развития и роли в различных социальных условиях и т.д.
Проблема определения сущности НТР решалась и решается в науке не без трудностей и противоречий, что объясняется сложностью, многоплановостью, динамичностью и противоречивостью данного феномена.
Наука, начав в 50–60-е гг. XX в. со сбора и отбора эмпирического материала, разработки методологии и методики исследования НТР, в конце 60-х – начале 70-х гг. приступила к развертыванию поисков «общей идеи», на основе которой строилось бы исследование НТР и применение к ее анализу сравнительно-исторического метода. Поиск «общей идеи» – это поиск возможностей систематизации познания НТР. В литературе существует несколько несовпадающих друг с другом точек зрения по вопросу о такой «обшей идее»: это – кибернетика как ядро НТР, автоматизация, возникновение новых источников энергии и т.д. Однако легко понять, что здесь общее сводится к особенному или частному, а «общая идея» так и не выработана. Предлагаемые «идеи» не давали возможности прийти к целостному пониманию объекта.
Такая «общая идея», методологически плодотворная на определенном этапе развития познания, была выдвинута и обоснована в конце 70-х – начале 80-х гг. XX столетия. В качестве такой обобщающей идеи было выдвинуто понимание сущности НТР как переворота в производительных силах обществах. На основе этой идеи сделана попытка рассмотрения HТP в связи с общим ходом мирового процесса, а также применения системного подхода рассмотрения развития науки и техники в органическом единстве с развитием человека как главной производительной силы общества.
Вместе с тем НТР развертывалась все более интенсивно, превращалась в глобальный процесс, перерастала рамки переворота в производительных силах, делалась поистине всепроникающим и все более социально значимым процессом. Поэтому становилось очевидным, что сводить ее к перевороту только в производительных силах – значит не до конца объективно и всесторонне отражать этот процесс и объяснять его роль в социальном прогрессе.
В 80-х гг. XX в. все больше внимания уделяется вопросам разработки общей теории и методологии познания НТР, проблемам органической связи научно-технической деятельности с практикой, интеграции общественных, естественных и технических наук, культурно-исторической, идейно-теоретической и собственно философской проблематике развития науки и техники.
В научной литературе делаются попытки наметить пути раскрытия сущности НТР более глубокого порядка, пути рассмотрения ее как целостности в системе социально-исторической деятельности, указывается на ограниченность сведения НТР только к перевороту в производительных силах1, обосновывается как целесообразная необходимость преодолеть сведение рамок действия НТР к рассмотрению лишь процессов отношения общества к природе как таковой и охватывать понятием этой революции соответствующие изменения во всех гранях реальности: отношение человека и к природе, и к обществу, и человека к человеку, понять НТР как фактор истории, где главным событием всегда были развитие и деятельность человека2.
Грани социального влияния НТР, место и роль человека в этом процессе, многосторонность и содержательность связей ее с социальным прогрессом можно понять, соединив два аспекта рассмотрения этого сложного явления – исторический и функциональный, соединив диахронический и синхронический подходы, т.е. рассмотрев исторические истоки, предпосылки НТР и ее основные направления, элементы, закономерности, этапы развития, его тенденции.
Исторические истоки научно-технической революции коренятся в происходивших в известные периоды развития общества технологических переворотах, т.е. коренных качественных изменениях в технологии. К одному из типов таких переворотов и относится НТР.
«Технология (от слов «техника» и «логия». – В.С.) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выяснение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов»1. Различают общую технологию (охватывающую все отрасли деятельности) и специальную (в отдельных отраслях деятельности). Во второй половине XX столетия наряду с производственной технологией все шире стала развиваться социальная технология, т.е. организация, нормирование, программирование любой деятельности человека (научной, политической, культурной и т.д.) на основе систематического и целенаправленного применения данных науки.
История знает три великих технологических переворота: неолитическая (или аграрная) революция, происходившая примерно 10 тысяч лет назад; индустриальная (или промышленная) революция последней четверти XVIII – первой половины XIX вв. и научно-техническая революция второй половины XX в. – начала XXI в.
Исходя из указанного выше и обобщив результаты исследований отечественной и зарубежной науки, можно выделить специфическое предметное поле действия HТР, а затем на этой основе определить ее сущность и содержание. История общества и культуры, в которой одно из важнейших мест занимало технологическое освоение реальности человеком, знает несколько сменяющих друг друга типов технологического освоения действительности: эмпирически-ремесленный, утилитарно-технический (научно-техническая деятельность), начавшийся в период индустриальной революции конца XVIII – первой половины XIX вв. и существующий в наши дни, и, наконец, сменяющий второй тип – интеллектуально-творческий (или интеллектуально-технологическая деятельность).
Основа каждого типа освоения – технологический способ производства, т.е. технологический базис общественного способа производства, система функционирования определенным образом организованных, находящихся в технологических отношениях личных (человек) и предметных (техника, средства производства) элементов производительных сил – другими словами, субъективных и объективных факторов труда. В отличие от общественного способа производства, представляющего собой исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений, технологический способ производства есть исторически определенный способ соединения субъективных и объективных факторов труда.
История знает три качественно отличавшихся друг от друга технологических способа производства: 1) это способ, основанный на ручном труде; 2) на механизированном труде; 3) на труде автоматизированном. В современной научной и публицистической литературе эти типы технологического освоения связывают со сменяющими друг друга мировыми цивилизациями: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное (или технотронное, информационное и т.д.) общество, трактуя тип технологического освоения расширительно и фактически экстраполируя его особенности на объяснение всех сторон жизни общества.
Типы технологических цивилизаций (или технологического освоения), как свидетельствует история, сменяют друг друга в результате качественной ломки, революционных преобразований, последствия которых способствуют коренным изменениям облика всех сторон жизни общества. Неолитическая революция обеспечивала переход общества от дикости и варварства к современной цивилизации, т.е. от технологии, потреблявшей вещество природы, к технологии перерабатывающей, когда начинается так называемое традиционное общество, основанное на ручном труде. Индустриальная революция конца XVIII – первой половины XIX вв. обеспечила возникновение и развитие индустриальной цивилизации взамен традиционному обществу. НТР обеспечивает переход общества от индустриальной цивилизации к постиндустриальному, информационному обществу (к интеллектуально-технологическому типу цивилизации). В этом – объективно обусловленный смысл НТР.
Суть НТР можно определить, таким образом, как процесс коренного изменения всеобщих принципов, средств и способов деятельности человека как родового субъекта по отношению к объекту и к самому себе в ходе технологического освоения действительности.
Данное определение НТР не отбрасывает понимания ее как переворота в производительных силах общества, а диалектически «снимает» его, уточняет и делает более содержательным и обобщенным, тем самым преодолевается подмена сущности НТР различными формами ее проявления.
Все имевшие место в истории человечества технологические перевороты обладают обшей сутью (переворот вo всеобщих средствах и способах осваивательской деятельности общества), имеют общие направления, проявлявшиеся специфически в содержании каждого конкретного переворота – неолитической, индустриальной, научно-технической революций.
Такими направлениями (в том числе и НТР, но обогащенными новым содержанием и формами проявления в практике XX – XXI столетий) являются:
I. Изменение логико-гносеологических основ научного мышления – всеобщего метода познания, картины мира, типа рациональности, стиля научного мышления.
- Создание новой практической базы знания (науки), изменение характера взаимоотношения науки и практики (прежде всего производства, техники).
- Коренное преобразование объективных факторов труда.
Все указанное – изменение всеобщих средств и принципов деятельности человека как производительной силы, средств, методов, приемов его деятельности, знаний, квалификации, способа мышления, видения мира и т.д. С этим связан 1-й (технический, производственный, промышленный) этап НТР и других технологических переворотов – изменение всеобщих средств и принципов осваивательской деятельности человека;
II. Замена старой всеобщей технико-технологической формы новой (инструментализация – механизация – автоматизация; производство орудий орудиями – машин машинами – автоматов автоматами; ремесленная – механическая – немеханическая технология).
Коренное изменение характера взаимосвязи человека, техники и науки, соотношения между личными и предметными элементами механизма общественного производства и деятельности в целом.
Преобразование форм взаимосвязи производственных (искусственных) и природных (естественных) процессов, культуры и натуры.
Изменение характера и содержания труда.
Коренное преобразование форм и методов управления и организации производства (и всех видов деятельности) – приведение в соответствие научно-технического и социального содержания, форм и методов организации производства, формального и реального подчинения труда целям производства; разделение труда, распределение функций между человеческими и техническими средствами, изменение способов совместной технологической деятельности людей в трудовых коллективах (или образованиях).
Формирование качественно нового типа работника.
Изменение социальной ориентации науки (знания).
Со всем этим связан второй (собственно технологический, в широком смысле) этап НТР и других технологических переворотов – изменение всеобщих способов преобразовательной, осваивательской деятельности человека.
Основные направления НТР – это всеобщие способы выражения основной ее функции: преобразование типа технологического освоения реальности. В этих направлениях – квинтэссенция, стержневые тенденции, в общественном виде выражающие и определяющие суть НТР. Содержание, ход и развитие этой революции непосредственно складываются из конкретных элементов – химизация, автоматизация, открытие и применение новых источников энергии, микроэлектроника, информатика, биотехнология и т.д.
Начавшись в середине XX столетия, НТР в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в. вступила в новый, второй, собственно технологический этап своего развертывания – этап преобразования всеобщих способов осваивательской деятельности человека, что непосредственно связано с развитием информатики, робототехники, микроэлектроники и биотехнологии.
Новый этап НТР несет с собой наступление новой технологической эры XXI в. Это будет эра (по определению некоторых – информационное общество), переход к которой в развитых странах мира идет уже в наши дни. Признаки этого: занятость в сфере информации и услуг более 50% населения, глобальная система коммуникаций и информации, подлинный культ знания.
Важный фактор НТР – автоматизация, роботизация, микрокомпьютеризация общества.
1-й универсальный компьютер был сделан в 1946 г., а сейчас в мировом хозяйстве применяются компьютеры 4-го поколения, разрабатываются компьютеры 5-го поколения, которые будут способны работать по принципу мозга (принимать команды с голоса и т.п.). Сейчас в мире ежегодно продается более 30 млн персональных компьютеров. Создаются и действуют компьютерные (локальные и глобальные) сети, интернет.
Как следствие технологического переворота быстродействующие электронно-вычислительные устройства из вспомогательных элементов производства и управления превращаются в фундаментальные факторы человеческой деятельности во всех ее сферах.
Растет производительность и эффективность действия компьютеров. Если два десятилетия назад ЭВМ, выполнявшие несколько миллионов операций в секунду, казались верхом совершенства, то сейчас они выполняют 400 и более миллионов операций в секунду. Производительность интегральных микросхем за десятилетие вырастает в 100 тысяч раз. Микрокомпьютер в 40 раз мощнее первых ламповых компьютеров, в 10 тысяч раз дешевле, в 17 тысяч раз легче, в 1,5 тысячи раз меньше по объему, в 2,8 тысячи раз менее энергоемок. Длительность операций в современной ЭВМ измеряется 10-12 секунды. Лазерные запоминающие устройства могут хранить все слова 50 томов Британской энциклопедии и находить любое из них за 8,6 секунды.
Поразительные перспективы связаны с развитием биотехнологии. Новая технологическая эра будет связана с возможностью и необходимостью химической разработки молекул вещества квантами, лазером, ядерной разработки вещества. Открываются широкие перспективы безотходной технологии. Все это свидетельствует о том, что общество все шире использует не только механические, физические, но и биологические процессы в своей практике.
Информатизация общества ведет к тому, что главным продуктом и ценностью становится не товар в его вещной форме, а знание, интеллект, информационная технология. В ряде аспектов – это уже явь.
Меняется роль науки в обществе и в жизни человека. Если в индустриальном обществе она является технологическим приложением к производству, то в ходе НТР производство превращается в технологическое применение (приложение) науки. Интенсивность развития науки и научной технологии такова, что влияние ее открытий начинает превосходить влияние существующего уровня техники и накопленного производственного опыта. Все, что общество имеет, все более ускоряющиеся темпы его роста – это результат опредмечивания интеллекта. По данным американского ученого и публициста А. Тоффлера, в развитых странах объем производства и услуг удваивается в среднем каждые 15 лет. Сегодня 15-летнего подростка окружает вдвое больше вещей, чем в момент его рождения. А когда ему исполнится 75 лет, объем производства четырежды удвоится и в распоряжении человека к старости будет в 32 раза больше материальных благ и услуг, чем в день его появления на свет. Примерно те же темпы имеют место и в развитии информации.
Эта новизна несет не только блага, но и ряд проблем как технологического, так и социального плана, что делает актуальным осмысление вопроса о взаимовлиянии НТР и социального прогресса, ибо НТР – сложное, многофакторное явление, органически вплетающееся в общественный прогресс как важная, неотъемлемая часть и динамический фактор его естественноисторического движения.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77