logo search
Концепции современного естествознания

Сильное и слабое объяснение

Имеется два типа объяснения. Классическое номологическое объяснение основано на законе. Однако в науке не менее широко распространен иной тип объяснений, которые опираются не на общие законосодержащие утверждения, а на утверждения о причинно-следственной (каузальной) связи. Каузальное объяснение может быть как дедуктивным, так и индуктивным.

Дедуктивное объяснение (номологическое или каузальное) принято называть сильным объяснением; индуктивное, правдоподобное каузальное объяснение – слабым объяснением.

Пример сильного, то есть дедуктивного, каузального объяснения:

– Если автобус поедет в режиме экспресса, мы успеем на семинар.

– Автобус поехал экспрессом, следовательно, мы успеем на семинар.

Это дедуктивное рассуждение, одно из посылок которого является утверждение о зависимости нашего участия в семинаре от режима хода автобуса; другая посылка – утверждение о реализации причины. В заключении утверждается, что следствие также будет иметь место.

Примером слабого, индуктивного объяснения может быть следующее рассуждение:

Если воду нагреть до 100 °С, то она закипит.

Вода кипит.

Значит, воду, по всей вероятности, нагрели до 100 °С.

Это правдоподобное индуктивное рассуждение, первая посылка которого утверждает причинно-следственную связь между состоянием воды и ее температурой, а вторая фиксирует наличие следствия этой связи. В заключении утверждается, что причина, обычно вызывающая такие следствия, вероятно, имела место.

Объяснение, подводящее исследуемое явление под действие общего закона, конечно, не универсально. Предметное поле науки постоянно расширяется, растет многообразие исследуемых наукой явлений. Очевидно, что в случае изучения принципиально нового для науки объекта речь может идти не об установлении универсальных законов природы или общества, а только об обнаружении некоторых зависимостей, в том числе и причинно-следственных зависимостей, втянутого в познавательное отношение объекта.

Нет никаких оснований утверждать, что любая научная дисциплина, независимо от ее предметного своеобразия и этапа ее зрелости, способна дать объяснение, основанное на законах. В теории знания существует хорошо обоснованная позиция, которую можно назвать научной эпистемологической традицией, согласно которой многие науки (история, политология, психология и т.п.) не устанавливают никаких законов, а хорошо подтвержденные обобщения социологии и экономической науки имеют существенно иную природу, нежели естественнонаучные законы. Но даже ревностные сторонники строгих естественнонаучных критериев научного объяснения признают, что указанные гуманитарные дисциплины в состоянии давать причинные объяснения в своем предметном поле научной деятельности.