Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
Динамика науки проявляется, прежде всего, в том, что процесс возникновения и становления в современном виде (прежде всего естествознания) имеет ряд этапов.
Начало развития современной науки вполне логично относить к середине ХVI в., а непосредственно связывать с 1543 г. – годом публикации известного научного труда Н. Коперника «О вращении небесных сфер» (с ней связано возникновение новой подлинно научной картины мира).
В XVII-XVIII вв. шло оформление науки как специфического социального института1. В этот период возникают первые научные академии и журналы. Формируется технология как наука.
На рубеже XIX-XX вв. возникает новые формы организации науки: крупные научно-исследовательские институты, лаборатории с мойной технической базой, что приближает научную деятельность к формам индустриального труда. Во второй половине XX в. появляется специальная научная индустрия, качественно новые формы организации науки (МНТК, НПО, временные творческие лаборатории, коллективы, невидимые колледжи в науке, международные научные сообщества и т.п.). Идет углубление связей науки со всеми без исключения социальными институтами (промышленностью, сельским хозяйством, политикой, административной, военной сферами и т.п.). Возникает социальная технология, что связано с превращением науки в мощный социальный фактор, в одну из ведущих сфер социального управления. Возникает специальная наука о науке.
Середина XIX века связана с началом превращения науки в непосредственную производительную силу общества, потенциальное приложение производства.
Середина – вторая половина XX в. знаменуется движением общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, к посткапитализму, к обществу автоматизированного и информатизированного труда, идет превращение производства в потенциальное приложение науки, образование системы «человек – наука – производство»
Важным аспектом анализа науки является рассмотрение ее как формы общественного сознания, формы деятельности человека, выполняющей в обществе свои специфический социальные функции.
Структура науки также динамична. Современная наука имеет сложную структуру, включающую:
I. Естественные, технические (прикладные в том числе) и общественные науки.
II. а) эмпирическое научное знание (знания, почерпнутые из обыденного сознания, специально добытые рецепты, законоподобные выводы, правила, рекомендации и результаты опыта, эксперимента, наблюдения, описание фактов и т.п.);
б) теоретическое знание (ядро-законы; проблемы, гипотезы, теории);
в) мировоззренческие, философские основы и выводы науки (как продолжение и завершение, методологическая оценка теории).
III. Отрасли науки: физика, химия, биология, сопротивление материалов, история, социология, теория металлов и сплавов и т.д.).
IV. Наука как форма деятельности, в том числе социальный институт, представляющих собой единство теоретической (духовной) и практической (прикладной, организаторский и т.д.) деятельности. Следует выделять: практику науки (наблюдение, эксперимент, процесс изготовления научного оборудования и приборов в лабораториях и на производстве, управление техникой науки, специальная техника и технология науки).
V. Фундаментальные и прикладные исследования.
VI. Основные типы научных учреждений и организаций:
а) академические (АН, НИИ) – занимаются решением фундаментальных проблем;
б) отраслевые, прикладные НИИ, заводские институты, лаборатории, опытные станции;
в) университеты и вузы;
г) проектные институты, КБ, центры;
д) МНТК – более 20 (в бывшем СССР);
е) НПО – более 500 (в бывшем СССР). Временные творческие коллективы с функцией «мозговой атаки»;
ж) прокатные пункты науки;
з) вычислительные информационные центры, банки данных.
VII. Развитие и организация деятельности науки осуществляются специально подготовленными людьми, т.е. она имеет разветвленную систему кадров: организаторов и исполнителей научного труда, систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации научных работников, кадры высшей, средней квалификации, младших научных сотрудников, вспомогательный и технический персонал. Структурирование кадрового состава современной науки определяется выше изложенной структурой, а также потребностям общественной практики и специальными внутренними потребностями науки. Наблюдается тенденция количественного роста кадров этой сферы деятельности общества. Так, например, количество ученых в бывшем СССР составляло: в 1913 г. (в России) – 10 тыс., в 1939 – 98,3 тыс., в 1960 г. – 162,6 тыс., в 1960 г. – 364,3 тыс., в 1970 г. – 900 тыс., а 1990 г. – 2 млн человек.
VIII. Один из аспектов структурирования науки – классификация наук. Она может быть проведена по самым разным основаниям: по всеобщим формам движения материи, по предмету изучения, по сферам приложения знания, по уровню абстрагирования, обобщения и идеализации, по отношению к практике и т.д., что в определенной мере реализовано выше при изложении вопроса о структуре современной науки.
Динамика развития естествознания рельефно проявляется в его социальных функциях, которые исторически изменяются: появляются новые социальные функции, наполняются новым содержанием, обогащаются, корректируются издревле или на предшествующих этапах истории возникшие функции.
Исторически первой возникает познавательная функция, ибо возникшие еще в первобытном обществе такие формы духовного освоения действительности человеком, как мифология, религия, древнее искусство, не давали в принципе реалистического, адекватного отражения мира.
С разложением первобытного строя, с переходом общества от потребляющей технологии к производящей в результате первого технологического переворота (неолитической, или аграрной революции) человеку стали необходимы адекватные знания о мире практической или духовно-практической направленности. В этом плане в самом абстрактном виде закладываются основы такой современной функции науки как превращение ее в непосредственную производительную силу общества.
Одной из древних функций науки является культурно-мировоззренческая. В этом плане можно отметить ряд факторов.
Естествознание (как и наука в целом на этапе преднауки) возникает в период перехода человечества от дикости и варварства к цивилизации, т.е. к качественно новому типу культуры, и одним из важнейших элементов этой культуры стало естествознание.
Наука в целом, и в том числе естествознание, возникает в лоне своей праматери – философии как ядра мировоззрения, что делает возможность развития мировоззренческой ориентации естественных наук, дававших человеку понять мир и свое место в этом мире (например, идеи древнего космизма, понимание человека как «микрокосма», носителя бесконечного космоса). Возникновение математики, астрономии, начал физики помогло человеку преодолеть иллюзорность, мистичность мировоззрения и делало его реалистическим, а значит, насколько это было возможно на заре цивилизации, действенным (прежде всего еще облеченным зачастую в стихийно-наивную форму).
В «темную ночь средневековья» наука была превращена в служанку богословия, в падчерицу, которая зачастую дискриминировалась. Однако наука нашла силы выстоять и в эпоху Возрождения, Просвещения смогла расправить плечи и вступить в свой качественно новый этап – системы знаний об объективных законах природы.
В современном обществе наука выполняет следующие социальные функции, в которых четко проявляется динамизм ее развития.
1. Культурно-мировоззренческая функция. Наука является важнейшим достоянием и элементом культуры человечества, а также средством ее неуклонного прогресса. Давая человеку знания о законах, свойствах и предметах окружающей действительности, наука является важнейшим средством формирования реалистического и предметно-практического содержания мировоззрения людей.
Так, например, наука способствует и способствовала в истории общества смене картин мира и стилей мышления: картины мира от глубокой древности до наших дней менялись на основе знания от мифологического, наивно-реалистического, церковно-схоластического, механистически-метафизического к современному диалектическому видению действительности человеком. Содержание мировоззренческой функции науки специфично проявляется в различных классах наук – естественных, технических, общественных. Если два первых класса наук опосредствованно связаны с идеологией конкретного общества, то общественные науки – непосредственно. Однако данную специфику (особенно на постнеклассическом этапе современного естествознания) нельзя абсолютизировать (ошибочно впадать в грубый объективизм). Естественные науки (а не только гуманитарные) зачастую непосредственно влияют на общественные процессы, на их организацию, регулирование, интеграцию, на сознание людей через информационную и биотехнологию, оргтехнику, военную науку и технику, заставляя государства, политиков корректировать не только научно-техническую, но и социальную политику.
Новейшие данные науки, особенно опредмеченные в специальной технике и технологии, зачастую выступают в качестве орудия не только политики, но и идеологии (ядерная физика и ядерная техника, генетика, кибернетика, электроника, биотехнология, интернет, нанотехнология и многое другое). Это проявляется даже в такой абстрактной науке, как философия (приборный идеализм и т. п.).
2. Функция непосредственной производительной силы общества. В общем плане она проявляется в том, что во второй половине прошлого столетия и в первой половине XX в. она выступала в качестве потенциального приложения производства, а в наше время положение разительно меняется – с переходом человечества в информационную эру производство превращается в потенциальное приложение науки, непосредственно утилитарный характер приложения науки в производстве сменяется выполнением ею в обществе назначения в первую как интеллектуально-творческой силы, направленной на всестороннее развитие человека как такового.
3. Функция науки как социальной силы общества непосредственно стала проявляться в последней четверти XX в., что выряжается в изменении ее социальной ориентации. Если в эпоху Возрождения звание в основном было ориентировано на человека, на идеалы гуманизма в абстрактной и созерцательной форме, а с XVIII в. и особенно в XIX-XX вв. (в условиях индустриальной цивилизации) господствовала утилитарная ориентация науки, то с переходом к новой цивилизации XXI в. наука получает все более конкретную социальную ориентацию на развитие непосредственно человека, на утверждение и развитие гуманных ценностей общества. В настоящее время социальная сила науки проявляется в ее глубоком влиянии на развитие не только производства, производительных сил и хозяйственного механизма, но и на все сферы социальной жизни, вызывая в обществе небывало глубокие социальные последствия.
4. Познавательная функция науки.
5. Прогностическая функция науки.
6. Функция рационального управления деятельностью людей.
Что касается познавательной функции науки, то, разумеется, эта функция одна из важнейших, ибо наука возникла еще в древности как средство адекватного отражения мира, его объяснения. Но особенно возросла роль этой функции естествознания в новое время, когда обществу стали насущно необходимы знания (и не просто знания, а система знаний) о законах природы. Обогащение познавательной функции естествознания, изменение ее характера заставило и философию перейти от схоластических прений средневековья к изучению методов, средств, форм возможностей научного (прежде всего естественнонаучного) познания, начиная от идеи опытной науки («Знание – сила») Ф. Бэкона через Гоббса, Локка, Декарта, Канга, Гегеля, Ф. Энгельса и вплоть до наших дней.
Что касается прогностической функции естествознания, то без нее человечество не могло бы рационально организовать свою экологическую, производственную и в целом социальную деятельность. В этом плане неоценимо значение естествознания в целом, но в особенности таких наук, как математика, экология, астрономия, генетика, кибернетика, статистика и другие.
Управленческая функция естествознания проявляется через регулирование деятельности человека как биосоциального существа, как трудового, производящего новые потребительные …. духовные ценности существа и т.д. Особенно ощутимо влияние управленческой функции естественных наук на деятельность человека проявилось с возникновением кибернетики (науки об управлении и связях с ложными системами), интернета, робототехники, информатики, микроэлектроники, нанотехнологий. Следует отметить, что влияние данной функции на управленческие процессы в обществе проявляется через другие указанные функции науки в их комплексе, в единстве.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77