Внутренняя логика развития естествознания
Динамика науки проявляется не только под влиянием внешних по отношению к ней факторов (социальной системы, материальных условий, общественной практики), но и на основе внутренней логики ее развития. В чем заключается эта внутренняя логика развития естествознания?
Наука – одна из важнейших форм общественного сознания, и как это сознание в целом, так и наука обладает относительной самостоятельностью, творческой активностью по отношению к бытию (не только к материальному бытию, но и к другим видам духовной реальности).
Наука или отдельные ее составляющие могут отставать от потребностей общества или опережать развитие общества (прогностика, футурология и т. д.).
Наука может способствовать развитию общества (для чего она и возникла и существует), но отдельные ее части могут оказывать и тормозящее влияние (но это чаще всего под влиянием ее использования определенными социальными системами и в антигуманных интересах, а также в форме проявления псевдонаучных феноменов). Научные открытия могут иметь как позитивные, так и негативные или консервативные влияния и последствия своего развития. Отсюда, особенно в современном обществе, возникли крайне противоположные оценки общественной роли науки: сциентизм и антисциентизм, а также технофилия и технофобия.
Наука имеет внутреннюю логику своего развития.
Детерминация науки в конечном итоге общественным бытием, потребностями и уровнем развития общественной практики не исключает, а полагает наличие собственных, внутренних закономерностей ее развития. К таким закономерностям относятся следующие.
– Закон экспоненциального развития науки, сформулированный впервые Ф. Энгельсом в 1844 г.: «...Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она… растет в геометрической прогрессии»1.
С конца XVII в. некоторые параметры науки возрастают пропорционально: объем научной деятельности в целом (число открытий, объем научной информации, количество занятых в науке людей) удваивается за 10–15 лет. Последние 50 лет число научных работников увеличилось на 7% в год, а прирост населения на земле составлял 1,7% в год. Число ныне живущих ученых составляет 90% от их числа за всю историю науки. (Следует, однако, отметить, что в 70-х гг. XX в. в ряде развитых стран показатели роста науки стали снижаться: начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения науки).
– Закон кумуляции знания (или преемственность в развитии науки) обеспечивает ее функционирование как фактора социального наследования, как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. Наука в целом и отдельные ее составляющие, новые научные теории и открытия являются в этом плане результатами «снятия», аккумуляции предшествующих достижений в научном познании, опоры на них и т.д. По этому поводу И. Ньютон сказал, что он смог видеть дальше других и больше других, потому что стоял на плечах гигантов, таких, как Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Н. Коперник, Дж. Бруно. (Обратим внимание на фактический парадокс: в 1543 году опубликован знаменитый труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер», а ровно через сто лет, в 1643 г. рождается И. Ньютон.)
Преемственность, кумуляция в развитии науки с необходимостью полагает новаторство.
Один из важнейших принципов диалектики, относящийся и к развитию науки, – принцип преемственности. Он вытекает из диалектического закона отрицания отрицания и гегелевского учения о «снятии» в процессе развития. Согласно этому развитие происходит не в виде «зряшного», «голого» отрицания старого новым, а на основе удержания некоторых черт старого новым, что обеспечивает их связь и дополнительные возможности для еще не утвердившегося, не окрепшего нового успешного развития.
Следует заметить, что процесс преемственности не заключается в удержании только положительных черт из предметствующих форм развития, ибо старое уступает место новому не без сопротивления. Известна крылатая фраза «Мертвый хватает живого».
Эта общая характеристика преемственности проявляется и модифицируется в процессе развития науки как специфического творческого вида человеческой деятельности, где преемственность объективно сочетается с новаторством, ибо задача науки – открытие нового, т.е. новаторство по ее существу, по определению.
- Смена стилей научного мышления: наблюдение как особый способ получения знаний в античности; затем эксперимент и аналитический подход в эпоху нового времени; целостный многосторонний охват изучаемых объектов в современной науке.
- Сочетание экстенсивных и интенсивных подходов и этапов в развитии науки. Проявляется в смене преимущественно количественно-качественных изменений глубокими преобразованиями коренного качества – ломке устоявшихся картин мира, стилей мышления ученых, старых теорий и замене их новыми, что является признаком революций в науке. Например, развитие науки, связанное с именами Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и др. – интенсивный этап в развитии науки, когда на смену геоцентрической картине мира пришла гелиоцентрическая, механистическая. После этого на протяжении примерно 150–200 лет развитие науки шло на базе механистической картины мира (т.е. в экстенсивной форме, хотя это сопровождалось очень важными качественными изменениями). В конце XIX-начале XX вв. произошла «новейшая» революция в естествознании, когда была разрушена механистически-метафизическая картина мира и создана электромагнитная (диалектическая) картина. Этот интенсивный этап в науке сменился экстенсивным, продолжавшимся до середины XX в., затем началась научно-техническая революция, и наука вновь вступила в интенсивный этап своего развития.
Следует иметь в виду, что в развитии науки постоянно происходят скачки, различные по масштабу революционные преобразования, т.е. научные революции в отдельных науках, в ряде родственных отраслей ее, в сферах науки и общенаучные революции, охватывающие всю (совокупную) науку. С последним типом научных революций связаны интенсивные этапы ее развития.
Общенаучная революция – это коренное преобразование всей системы познавательной деятельности, качественное изменение характера, содержания и социальных функций науки как элемента культуры и особой сферы человеческой деятельности. История знает две такие общенаучные революции: первая происходила в XVI-XVIII вв., вторая – в конце XIX – первой половине XX вв. Последняя переросла в революцию научно-техническую и продолжается в ее лоне в наши дни.
- Сочетание дифференциации и интеграции наук. С одной стороны, происходит процесс образования, отпочкования все новых и новых отраслей знания. Например, от философии отпочковались такие науки, как политология, социология, логика, эстетика, этика и др., из физики выделились в относительно самостоятельные такие отрасли знания, как ядерная физика, физика твердого тела и др. Наряду с этим идет процесс объединения, интеграции наук: возникают комплексные научные дисциплины (кибернетика), науки на стыке ряда наук (биофизика, физическая химия, биохимия и т.д.). В плане развития указанной закономерности современные науки все более переходят от предметной к проблемной ориентации.
- Возрастание интегрирующей роли методологических научных дисциплин, знания логики и методологии научного исследования. Философия, логика, математика, кибернетика вооружают науку системой единых методов. Возрастает роль системного подхода.
- Математизация науки.
- Возрастание относительной самостоятельности и творческой активности в развитии науки: наряду с точным подходом – интуитивные, эвристические подходы и приемы; рост влияния внутренних стимулов развития науки (престиж, любознательность, борьба мнений в науке, соперничество и т.д.).
- Следующая закономерность – возрастание роли рациональности как в развитии человека и общества, так и в самой науке. От мифа – к логосу, от эмпирически-рутинных приемов – к сознательному и систематическому применению данных науки в практике, от рационализации производства – к рационализации и интеллектуализации всех сторон жизнедеятельности человека: такова наглядная реализация этой роли. Эта тенденция постоянно проявляется, несмотря на имеющие место волны усиления иррационального и проявления их в науке, в том числе и в современном обществе, когда возник постмодерн.
В истории общества можно выделить несколько сменявших друг друга типов рациональности1. Для античности был характерен тип рациональности, когда смысл и цель теории виделись в ней самой, а постижение истины (по Аристотелю) считалось высшей формой отношения человека к миру. В основе рациональности нового времени можно обозначить как основанный на метафизическом подходе к миру. В нем сочеталось признание действительного человека и мира с признанием сверхприродных и сверхчеловеческих факторов (Бога, обожествления природы), разума и веры в сверхъестественное.
Тип рациональности буржуазного общества основан на утилитарно-техническом сочетании науки и практики. Тип рациональности, обоснованный марксизмом и утверждающийся по мере продвижения современного человечества к новой цивилизации, к информационному, посткапиталистическому обществу, можно обозначить как исторически-практический, основанный на диалектике в понимании человека, теории, перспектив развития природы и общества.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77