logo search
Концепции современного естествознания

Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека

Обычно задают вопрос: если человек является результатом эволюции примат, то почему из существующего разнообразия человекообразных обезьян только человек обрел разум?

Дело в том, что Природа, сотворив человекообразную обезьяну, не участвовала в сотворении разумности человека. Разумным человек стал сам, выделив себя из природной среды, заметив себя в ней и результаты своей деятельности. Следуя за сезонной миграцией животных, догадался содрать шкуру с них в условиях похолодания климата, выгнал из пещер хищников и таким образом обрел жилище. Тем самым человек постепенно сумел исключить из фактора своей эволюции окружающую среду. Оградив себя от ее стихии, он стал изменять ее саму. И наряду с окружающей средой стал одним из факторов эволюции для остального живого на Земле, подчинив его своим потребностям. В этом и заключается феномен появления разума.

Вся история становления сознания человека заключалась в умении им изготавливать орудия для выживания в изменяющихся условиях природной среды и столь же быстро изменяющихся потребностей человека. В этом смысле вначале своей истории мы по своей природе стояли ближе к человеку технологическому (Homo technologicus). Он на основе совершенствования производства орудий труда и технологий, получения средств к существованию и социализации превратился в экономического человека (Homo economicus). Сегодня на пути к информационному человеку (Homo informaticus) мы производим не только предметы потребления, но и информацию, ставшую товаром1.

Решив проблему устойчивого развития2, человек должен перейти в состояние ноосферы и превратиться действительно в Homo sapiens sapiens (человека разумного и современного). Отсюда исторически схема приближения человека к «разумному» должна соответственно вместиться в стадии: Homo technologicus, Homo economicus, Homo informaticus, Homo sapiens sapiens. Тем самым мы, может быть, действительно поторопились отнести себя к разумному человеку, поскольку еще не поняли, кто мы и для чего в этом мире Природы, несмотря на свои громадные технологические и экономические достижения. А поскольку разумность в нашем понимании уже соотносится с необходимостью разумно и в рамках коэволюции сосуществовать с окружающим миром природы, надежда остается, и мы неизбежно станем разумными, подавив в себе животные начала существовать за счет своих «братьев меньших», обезличивая самою природу.