Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
Обычно историю современного человека связывают с так называемыми культурными революциями, обозначившими определенные рубежи подъема хозяйственной и социокультурной деятельности1. Им чаще всего предшествовали кризисные ситуации2,3 в общественных отношениях.
К важнейшим из революционных преобразований рода человеческого относят так называемую эпоху палеолитической революции, длившуюся около 500 000 лет (1,2 млн – 0,7 млн лет назад). Хотя на самом деле трудно подобрать критерии к выделению революционных преобразований в деятельности человека умелого, эректуса, неандертальца. Скорее, это эпоха ускоренной естественной эволюции гоминид под влиянием быстрой изменчивости окружающей среды в силу наступившего периода расселения гоминид не только по Евразийскому континенту, но и в Юго-Восточную Азию.
Период от 700 000 до 250 000 лет назад характеризуется расселением эректуса и неандертальца на значительной части Европы и Азии. В существовании гоминид здесь не выделяется особых революционных изменений в культуре.
Эпоха становления предковых форм современного человека 200–250 тыс. лет назад – это бифуркационный скачок, приведший к появлению генетически более грацильного (в отличие от неандертальца) современного человека, который начинает расселяться (по митохондриальной концепции) из Африки по всей территории суши Евразийского континента и Юго-Восточной Азии. Хотя не исключается возможность того, что H. sapiens мог одновременно возникнуть на заселенной территории Евразийского континента, Юго-Восточной Азии, Австралии, заселенными более ранними гоминидами (еректусом, неандертальцем).
Таким образом, от эпохи палеолитической революции до становления современного разумного человека понадобилось почти 250 000 лет – вдвое больше по отношению к палеолитической эпохе становления одних и смене других гоминид.
Верхнепалеолитическая революция (30–40 тыс. лет назад). Обычно ее связывают с деятельностью кроманьонского человека. Это весьма значимая эпоха существования социальных групп, располагавшими жильем (пещерами) и зачастую изгонявшими из них хищников и другие орды людей. Эпоха связана не только с изготовлением более разнообразных каменных орудий, но и с формированием членораздельной речи. Появление наскальных рисунков (живописи) с использованием двухмерных изображений знаменует весьма важный этап становления культуры. Сознание, разумность, принадлежность к социальной общности (род, племя) сочетаются с зачатками духовности, способной к отображению реальной действительности в петроглифах.
Сходит со сцены эволюции неандерталец. Исследование генома человека1 также показало, что ген FOXP2, связанный с речью и извлеченный из останков неандертальцев, свидетельствует о том, что неандертальцы уже обладали современной человеческой версией этого гена. То есть неандертальцы уже могли обладать способностью к речи(!). Однако не за крупными особями неандертальцев оказалось дальнейшее шествие к разумности, культуре. На сцену развития выходит грацильный H. sapiens. Он оказывается способным изготавливать шильце, тем самым решил проблему защиты от сезонных изменений погоды путем пошива примитивной одежды. Оказался способен строить примитивные жилища в условиях непрерывной миграции в поисках пищи и охоты на животных. Обретя одежду и жилье, он, таким образом, становится менее зависимым от сезонных изменений среды. Он сам становится фактором эволюции, ставя под контроль многообразие животного и растительного мира, используемого в своем примитивном хозяйстве.
Считается, что в конце палеолита население людей резко сократилось, обретя новый подъем в эпоху неолита. Наблюдение за изменением окружающей среды стимулировало накопление человеком опыта, а стало быть, и появление первых учителей, способных передавать знания подрастающим поколениям. Скорее, роль учителей выполняли старцы, уступившие власть предводителей рода молодым. Их уже не могли убивать в бескормицу. Ими дорожили. Возможно, с этим связывается эпоха появления вождей, племен. Люди под предводительством вождей оказались способными не только к сезонной миграции, но и к переселению на другие континенты, включая Америку. Скорость эволюционных преобразований деятельности человека в верхнем палеолите почти в 5 раз превышает время ускоренных преобразований в быте и деятельности людей.
В это время возрастает миграционная активность людей. Не совсем ясно, что явилось причиной появления кроманьонского человека. Была ли это мутация, приведшая к возникновению нового подвида людей, эволюционная трансформация в пределах европейского региона или метисация с пришедшими со стороны мигрантами, не ясно. Правда, существует гипотеза о полном истреблении неандертальцев, которые вымерли к этому времени и лишь в некоторых местах еще сохранялись, но уже не могли быть конкурентами грацильному гомо сапиенс.
Неолитическая революция (12–8 тыс. лет назад) – это один из самых важных рубежей, отделяющий первобытного от современного человека. Заселенными оказываются практически все материки, за исключением Антарктики. По некоторым оценкам, численность народонаселения составляла около 2–3 млн человек. Эпоха характеризуется переходом от собирательства к непосредственной хозяйственной деятельности человека. Возникает скотоводство и земледелие. Человек становится еще менее зависимым от стихий природы в добывании пищи. Мало того, своей хозяйственной деятельностью изменяет самою среду, тем самым начиная более существенно оказывать давление на нее. В этом смысле возникшие экологические проблемы со времен заката неандертальцев (выжигавшие пространства для добывания пищи) распространились на ландшафты, используемые человеком под скотоводство и земледелие.
Разделение племен на земледельцев и скотоводов сопровождается борьбой за обладание результатами труда. Борьба стимулирует развитие средств передвижения, технологий ведения наступательных и оборонительных войн. Возникают условия для возникновения городских агломераций с имущественным разделением возникших сословий. С этим некоторые историки связывают так называемую городскую революцию V–VIII тысячелетия до н.э. Численность населения вырастает до 5 млн человек. Начавшееся еще в неолите разделение труда стало основой образования больших сообществ людей, относящихся к разным родам и племенам. Возникают условия к развитию поливного земледелия, что увеличило производство сельхозпродукции и стимулировало высокие темпы прироста населения в Египте, Месопотамии, в Южной Америке. Возникают ремесла. Формируются сословия, способствующие возникновению религиозных обрядов. С освоением методов горного дела возникают условия производства бронзы, которая подводит черту доминированию каменных орудий труда и ведения войн с их помощью. В части социокультурного развития доминирует мифология. Искусство представлено мировыми шедеврами архитектуры и зодчества (Египет, Месопотамия, Ю. Америка). Таким образом, для возникновения городов понадобилось всего около 5 тыс. лет.
Развитие человечества достигает еще более высоких темпов в период так называемой революции Осевого времени (середина первого тысячелетия д.н.э.). Численность народонаселения уже достигает около 50 млн человек. Однако не все цивилизации развиваются одинаково. Подъем в развитии культуры одних народов (Китай) сопровождается упадком других (Египет). Отдельные изолированные племена (Австралия, Африка) так и не вышли еще из каменного века.
За сравнительно короткий промежуток времени (500 лет д.н.э.) возникают условия необходимости осмысления людьми происходящего в окружающем мире. Численность населения стремительно растет, особенно в городах, и в целом в мире составляет уже около 0,1 млрд человек. Появляются мыслители, олицетворяющие духовное развитие разных культур: Заратуштра, иудейские пророки, Сократ, Будда, Конфуций, Кир, Ашока, Сунь-цзы и др. Мифологическое мышление начинает вытесняться осознанно критическим мышлением. Возникают условия развития истории, а позже и науки (плеяда греческих философов, аристотелевская революция). Римское право открывает путь к демократизации общественной жизни. Человек, продолжая исследовать окружающий мир, оказался способным изучать и понимать собственную историю. Оформились общие представления о личности как носителе морали. Сформировалась высшая инстанция индивидуального самоконтроля – совесть как альтернатива, безраздельно доминировавшей прежде богобоязни. На смену использования бронзы приходит время господства железа в изготовлении орудий труда и военного снаряжения. В результате войны стали особенно кровопролитными. Энергопотребление реализовалось за счет традиционно используемого органического топлива.
Высокие темпы развития культуры этой эпохи были замедлены разразившимся кризисом в сельском хозяйстве Западной Европы в XI–XVII вв., который спровоцировал эпидемии и демографический спад. Темпы прироста населения мира сократились, хотя численность его составляла уже около 0,3 млрд. человек. Позже эпоха застоя сменяется новым подъемом в развитии культур за счет внедрения новых технологий, умеривших темпы экстенсивного ведения сельского хозяйства.
Новая эпоха так называемой «промышленной революции» XVII-XIX вв. выводит человечество к новому рубежу еще более стремительного развития, к новому росту народонаселения, численность которого уже достигает 0,791 млрд человек. Происходит переориентация энергопотребления уже за счет ископаемого топлива. На сцену потребления выходят черные и цветные металлы. Резко возрастает давление на окружающую среду. Наступает эпоха пара и паровых машин. Все это ускорило рост темпов промышленного производства, подъема сельского хозяйства, рост потребления. Внедрение в производство, по сути, еще примитивных технологий стимулирует развитие мировой торговли, которая нуждалась в новых рынках сбыта продукции и совершенстве транспорта. На смену гужевому приходит железнодорожный транспорт. В общественных отношениях развиваются идеи гуманизации общества, приоритет отдается демократизации во всех сферах жизни. Это эпоха расцвета гуманитарной и естественнонаучной культуры, после чего (на рубеже XIX в.) темпы гуманизации общества начинают уступать темпам развития естественнонаучной культуры, давшей стремительный толчок к развитию технологий. Информация превращается в весьма дорогую продукцию (товар). Технократизация мирового сообщества стимулирует высокие темпы потребления новых товаров, в том числе информации. Численность населения составляет уже 1,650 млрд человек.
К ХХ столетию мировое сообщество стоит на пороге информационного взрыва, когда темпы прироста информации становятся весьма ощутимыми. К средине ХХ столетия возникают условия так называемой «информационной революции». Численность населения превышает 3,5 млрд человек. Цена информационной продукции быстро возрастает. Автоматизация производства, транспорта, коммуникаций и управления базируется на потреблении не только новых источников энергии (нефти, газа, атомной энергии), но и других видов нетрадиционной энергии. Вначале это связывается с необходимостью использовать более удобную в технологическом отношении энергию в условиях развития автомобильного, авиационного транспорта (нефть), затем газ и энергию атома – в связи с необходимостью иметь более экологичное топливо.
Поскольку приходит осознание необходимости защиты окружающей среды, возникает биосфероцентризм – течение в экологии, определяющее необходимость сохранения биосферы от высоких темпов загрязнения ее все возрастающими отходами производства. За последнее столетие человечество потребило больше энергии и металлов, чем за всю историю своего существования. До рубежа XXI века прошло свою историю 76-миллиардное население планеты, породив около 11,5 тысяч гениев, творивших историю человечества1.
Информационные технологии потребовали новых материалов, и со всей определенностью можно считать, что современный этап развития общества базируется на широком использовании не только черных, цветных металлов. ХХ и XXI век необходимо считать редкометально-редкоземельным (по аналогии с «бронзовым» и «железным веком») с появлением новых искусственных композитов, созданных человеком, которые не знала Природа. Человечество стало одним из факторов эволюции в биосфере и стремительно создает ноосферу – сферу разумного конструирования своей жизни на основе возрастающих темпов развития науки, технологий, культуры, удвоив численность народонаселения планеты, доведя его до 6 млрд человек. Тем самым рассыпались в прах идеи прогнозистов о том, что грядет кризис перенаселенности планеты. И прогноз Д.И. Менделеева в конце XIX века о том, что биосфера способна «содержать» население в 100 млрд. человек, не оказался мифом1.
Анализируя длительность основных вех в истории становления человека и его хозяйственной деятельности, можно заметить непрерывно-прерывистый механизм ускоренного его развитие во времени. Развитие сопровождается изменением условий существования окружающей среды, изменений видового состава и разнообразия растительного и животного мира. Фактор приспособительности к условиям среды, доминировавший в предковых видах человека, превращается в фактор подчинения среды человеком к условиям своего существования, подчиняя необходимость выживания всего разнообразия видового состава жизни на Земле (биосфере) хозяйственной деятельности человека. Человек из результата эволюции превращается в один из ее факторов, определяющих существование видового разнообразия животного и растительного мира.
Научно-технический прорыв в хозяйственной деятельности людей, связанный с появлением вначале простейших технологий, занимает всего первые тысячи лет развития. А внедрение современных прорывных технологий, включая информационные, началось всего несколько десятков лет назад. И это еще не предел. Перед разумом стоит самая главная задача – понять не как устроен мир, а почему он так устроен, и понять свое место в нем.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77